8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань

Содержание

Как пройдёт ВСМ Москва – Казань (трассировка линии)

Только-только вернулся домой с Прибалтики и Польши, не успев толком очухаться от поездки – как прямо в магазине догнал звонок от железнодорожников, с предложением поехать и посмотреть начало работ по ВСМ Москва – Казань и на встречу с проектировщиками. Спросил: а китайцы-то будут, которых привлекают к проектированию, или только наши? – Да, будут. Ну ок. Отказываться от такой возможности было весьма глупо, тема-то стопудово моя. Так что ладно, руки в ноги – и в Москву. В итоге вчера (16-го) день пробыл в Московской и Владимирской областях на месте развёртывания работ. На 71-м км будущей ВСМ (немного северней Павловского Посада), начались инженерные изыскания – пробы грунта под эстакадные сваи.

Впрочем, это я покажу чуть позже. Но там же, прямо в палатке “Мосгипротранса”, нарвался и на кое-что более интересное – альбом с трассировкой ВСМ. Особенно меня интересовало то, как магистраль пройдёт через крупные города (Владимир, Нижний, Чебоксары), как предполагается пересечь Волгу и как она будет выходить из Москвы и зайдёт в Казань. И ещё, где будут располагаться ВСМ-вокзалы и какие станции предполагаются. Попросил поснимать, ниже – картография из альбома, 11 карт. Можете посмотреть, какие дачные посёлки разрежет трасса и т.п. и т.д.

Извиняюсь за качество некоторых карт, снимал в поле буквально на коленке и быстро. Зеркалку с собой не брал, она барахлит, так что переснято на оперативную камеру (мыльницу Кэнон). Сразу уточняю – там не всё, а проходы крупных городов, начало и конец ВСМ. Смотрите, негодуйте, критикуйте 🙂

2. Выход трассы из Москвы. Часть Курского вокзала будет реконструирована под терминал высокоскоростных поездов, но он будет всё же в центре столицы, а не на окраине, как на Южном вокзале Пекина. Но все пути – выделенные.

3. Проход Подмосковья. Первая станция на пути – Ногинск, вторая Орехово-Зуево.

4. (плохое качество, увидел уже позже) Граница областей. Кстати, станция Петушки-ВСМ тоже предполагается 🙂

5. Владимир будет пройден севернее и вокзал ВСМ тоже будет далеко. Однако вдохновители строительства надеются, что старинный русской город Владимир получит новый импульс к развитию и будет развиваться на северо-восток.

6. Граница Владимирской и Нижегородской обл. Ст. Гороховец-ВСМ.

7. Дзержинск тоже будет обойден севернее, однако ВСМ-станция у него предполагается, см. сл. карту.

8. Нижний, как я понял, будет ключевой точкой трассы. Тут предполагается депо, транзитная ВСМ-станция, сопряжение с обычной линией (чтобы ВСМ-поезда конкретно на НН, а не дальше на Казань, заходили на Московский вкз.), а также станция “Аэропорт”. Ока проходится мостом выше по течению.

9. По части прохода Суры пока нет точной утверждённой трассировки, и существует два варианта (красный и синий). Выбор будет сделан по результатам инженерно-геологических изысканий. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, у красного на 1 станцию больше.

10. Чебоксары трасса пройдёт дальним югом, но вокзал предполагается. Как и с Владимиром, проектировщики считают, что развитие города дальше должно пойти в зону тяготения ВСМ.

11. Подход к Казани.

12. И окончание 1-й очереди ВСМ. В качестве терминала предполагается Казань-2, к которой уже сейчас есть метро.

Остальное попозже, там много новой интересной инфы, особенно от китайцев.

PS. Альбом рабочий, так что не акцентируйтесь особо на наклейках и слипшихся отзеркаленных буквах (для прилипчивых культуртрегеров и зануд).

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань

  • Пресс-центр
  • Новости
  • СМИ о нас
  • Мультимедиа
  • ВСМ в мире
  • ВСМ в Испании
  • ВСМ в Китае
  • ВСМ в Японии
  • ВСМ во Франции
  • ВСМ в Германии
  • ВСМ в Италии
  • ВСМ в США
  • Конкурсы
  • Нормативные документы
  • Инвестиции ВСМ Москва – Санкт-Петербург
  • Инвестиции ВСМ 2
  • ВСМ Москва – Санкт-Петербург
  • ВСМ Москва – Казань
  • Проектирование
  • ВСМ «Евразия»
  • Земельно-имущественные отношения
  • Об изъятии земельных участков
  • Обоснование инвестиций
  • Указ президента
  • Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ
  • О компании
  • Руководство
  • Корпоративное управление
  • Противодействие коррупции
  • ВСМ Москва – Санкт-Петербург
  • ВСМ Москва – Казань
  • Проектирование
  • ВСМ «Евразия»
  • Земельно-имущественные отношения
  • Документы

ВСМ Москва – Казань

ВСМ Москва — Казань — это 1-й этап организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации. Линия первой ВСМ пройдет по территории 7-ми субъектов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. ВСМ свяжет столицы регионов единой трассой длиной 790 км с остановками в 16-ти населенных пунктах разной величины. Эксплуатационная скорость движения поездов по трассе составит до 360 км/ч.


Запуск ВСМ между Москвой и Казанью сократит расстояние между городами в 4 раза: время в пути при следовании без остановок сократиться до 3 часов против с нынешних 14-ти часов по существующей железнодорожной инфраструктуре. А время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в 7 раз: с 10,5 до 1,2 часа. Среднее время в пути между столицами регионов составит не более одного часа. Такой высокой скорости железнодорожного сообщения в России не было никогда.

Проект регионального развития

ВСМ Москва — Казань — проект регионального развития, проект развития малых городов и превращения моногородов в точки экономического, социального и культурного роста. Динамичное развитие современного общества внесло новые обязательные требования к скорости передвижения. Города и территории больше не могут замыкаться в себе и жить статичной жизнью. Объединение регионов в агломерации становится обязательным условием для развития.

Транспорт со скоростью движения до 400 км/ч способствует формированию агломераций. Агломерация, как единое целое, становится больше суммы своих частей, приобретает свойства, не присущие отдельным ее элементам. Она становится «точкой роста» и фактором развития прилегающей территории, где значительно повышается производительность труда. Именно подвижной состав ВСМ двигается с достаточной скоростью, чтобы обеспечить часовую транспортную доступность, необходимую для формирования агломерации.

Запуск высокоскоростного движения повысит уровень доступности рабочих мест и социальных объектов, в том числе учебных и медицинских учреждений, культурных и спортивных центров. Это приведет к повышению уровня потребления услуг и товаров, будут созданы новые рабочие места для обеспечения спроса, возрастет строительство жилья. Ещё на стадии строительства в различных отраслях экономики будет создано более 370 тысяч рабочих мест. Только в обрабатывающей промышленности планируется создать 155,2 тысячи рабочих мест.

За счет мультипликативных эффектов после строительства ВСМ Москва — Казань совокупный прирост ВРП за первые 10 лет эксплуатации ВСМ составит от 9,3 трлн руб. ВСМ поднимает экономику России.

Технологии, опережающие время

ВСМ Москва — Казань — инновационный проект. Причем, как с функциональной точки зрения, так и с технической. Особое место в проекте магистрали занимает безбалластная конструкция верхнего строения пути, являющаяся основным проектным решением. Проект ВСМ осуществляет качественный переход создания железнодорожного полотна от классической технологии с использованием щебня и шпал, к монолитной бетонной конструкции. Это интеллектуальный путь, начиненный датчиками, которые позволяют вести мониторинг состояния конструкции на протяжении всего срока эксплуатации.

Более 20% пути ВСМ Москва — Казань будет пролегать по мостам и эстакадам. Чтобы обеспечить скоростное движение и не мешать движению автотранспорта, проектировщикам понадобилось избавиться от пересечений с существующей дорожно-транспортной сетью. ВСМ не имеет пересечений в одном уровне с другими транспортными линиями и решает проблему длительного ожидания на железнодорожных переездах. Кроме того, на протяжении трассы предусмотрено много разных экологических переходов, например, для сохранения троп миграции диких животных. При строительстве будут возведены высокие шумовые барьеры.

Каждый раздел проектной документации ВСМ содержит множество инноваций, каждая технология на ВСМ Москва — Казань — это результат работы большого количества разнопрофильных специалистов, причем, как российских, так и зарубежных. Проектирование ведет международный консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.

Впервые в мире контактная сеть рассчитана на движение до 400 км/ч. В проекте применяются унифицированные конструкции искусственных сооружений (разрезные балочные системы и неразрезные железобетонные балочные системы) и конструкция земляного полотна. Система безопасности движения максимально автоматизирована, исключает влияние «человеческого фактора». При этом, уровень локализации производства как в программной части, так и в части оборудования составляет не менее 85%: первую российскую ВСМ будут строить российские предприятия.

На всем протяжении высокоскоростной железнодорожной магистрали предусмотрено переустройство более 1800 инженерных коммуникаций, таких как магистральные, распределительные газопроводы, сети водоснабжения и водоотведения, воздушные и кабельные сети электроснабжения и другие. Переустройство коммуникаций выполняется с учетом современных требований нормативной документации и технических условий балансодержателей.

Важной частью проекта является строительство современных транспортно-пересадочных узлов и развитие прилегающих территорий, что будет способствовать созданию индуцированного пассажиропотока на магистрали и сокращению сроков окупаемости проекта. При проектировании вокзальных комплексов во главу угла поставлено обеспечение комфорта для пассажиров, рациональная внутренняя логистика и удовлетворение потребностей пассажиров с ограниченными возможностями.

Чтобы удовлетворить потребности любого пассажира, на ВСМ предусмотрены вагоны различных классов обслуживания: туристический, экономический, бизнес и первый класс. Социальная доступность линий ВСМ, возможность выбрать оптимальный уровень комфорта для отдыха или работы, не переплачивая за излишний сервис, — это то, что сделает ВСМ Москва — Казань популярным видом транспорта. Впрочем, какие бы условия сервиса ни выбрали пассажиры, все они будут ехать с одной скоростью.

ВСМ — билет в будущее

«Железная дорога не составляет предмета естественной необходимости и усилит наклонность к ненужному передвижению с места на место, выманивая при том излишние со стороны публики издержки», — именно так сказал министр финансов царской России граф Егор Канкрин в XIX веке. Несмотря на скептическое отношение многих критиков, именно в XIX веке началось развитие железных дорог, благодаря которому к XX веку Россия достигла положения одной из самых развитых стран мира.

Аналогичный процесс происходит и сегодня. ВСМ Москва — Казань — это проект XXI века, который даст стране мощнейший государственный эффект, позволяющий реально запустить российскую экономику. Если говорить сухим языком цифр, ожидаемый совокупный эффект от функционирования магистрали Москва — Казань до 2030 года составит 3,4 трлн. рублей в рамках государственного бюджета, совокупный прирост ВВП (за счёт агломерационных эффектов) достигнет 11,7 трлн. рублей, а валовый рост экономики России возрастёт на 28 трлн. рублей. На каждый вложенный в ВСМ рубль экономика получит 1,48 рубля.

Создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами

«Майским» (от 7 мая 2018 года) указом Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» определены приоритетные цели, которые должны быть достигнуты для обеспечения социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни граждан.

Достижение поставленных целей неразрывно связано с решением задач в области развития магистральной инфраструктуры.

Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий до 2024 года создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.

30 сентября 2018 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2101-р Комплексный план был утвержден.

Читать еще:  Под землей до Троицка

В Комплексный план включен Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение»: строительство первого этапа высокоскоростной магистрали Москва — Казань: высокоскоростная магистраль Железнодорожный — Гороховец, с организацией движения от г. Москвы до г. Нижний Новгород.

Проектная документация ВСМ для строительства строительство нового пути между ст. Железнодорожная — ст. Гороховец разработана и прошла государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России.

Основные технические характеристики:

  • 301 км — строительство нового пути между ст. Железнодорожная — ст. Гороховец ВСМ (скорость движения до 400 км/ч.);
  • 100 км — модернизация существующей инфраструктуры;
  • общая протяженность 421 км;
  • время следования 2 часа 05 минут (без остановок);
  • 7 раздельных пунктов.

Расчетные размеры движения, пар поездов в сутки на 35 расчетный год:

  • высокоскоростных 21;
  • региональных 6.

Решением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (пункт 2 протокола от 6 августа 2019 г. № 11) реализация федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, предполагающего строительство ВСМ Железнодорожный — Гороховец с организацией движения от г. Москвы до г. Нижний Новгород, временно приостановлена.

© АО «Скоростные магистрали», дочерняя компания ОАО «РЖД», 2020

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань

В 2013 году Президент России Владимир Путин заявил, что проект первой российской высокоскоростной магистрали «Москва – Казань» призван вывести систему пассажирских перевозок на качественно новый уровень. В октябре 2018-го года на Международном транспортно-логистическом форуме PRO//Движение.2015 первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин представил пилотный этап реализации этого проекта на участке от столицы до Нижнего Новгорода. Тогда же, в октябре, правительство включило ВСМ «Москва – Казань» в комплексный план развития магистральной инфраструктуры.

При старте строительства в следующем году первые поезда выйдут на линию в 2024-м. Однако любопытство заставляет нас заглянуть будущее и уже сейчас представить, как будет выглядеть новая построенная железнодорожная трасса от Москвы до Казани.

Через 24 минуты первая остановка — Ногинск. Известно, что территории с высокой транспортной доступностью развиваются значительно быстрее, а инвесторы охотнее вкладывают средства в объекты с развитой инфраструктурой. Благодаря появлению ВСМ в Ногинске появились новый индустриальный парк и жилой район. Площади индустриального парка начали осваиваться инвесторами еще до запуска первого участка ВСМ – сказалась близость к Москве, многие решили перенести сюда офисы, так как аренда здесь дешевле. Количество новых рабочих мест превысило 5 тысяч, а Ногинск превратился, по сути, в один из районов Москвы – ВСМ выполняет функции метрополитена, за 30 минут доставляя жителей города в центр столицы. Возможность таких преобразований подтверждают и эксперты: по словам вице-президента фонда «Центр стратегических разработок» Натальи Труновой, любое развитие ВСМ должно быть связано не только с формированием и совершенствованием транспортной системы в целом, но и с экономическим улучшением центров и подцентров.

Несколько минут стоянки – и поезд идет дальше. Отдельно следует сказать о железнодорожном пути: вместо привычного всем балласта — так называемой насыпи, рельсы закреплены на бетонном основании. Такой вид полотна — безбалластный — экономичнее, надежнее и долговечнее. Эксперты пришли к выводу, что этот вариант лучше других подойдет для поездов с такими скоростями и российских климатических условий. К тому же, при его разработке учитывался европейский и китайский опыт эксплуатации безбалластного пути.

Высокоскоростная магистраль Москва-Казань

Что такое ВСМ?

Высокоскоростная магистраль – это новейший тип железнодорожной магистрали, позволяющий поездам развивать скорость более 200 км/ч. Минимальный порог скорости, после которого магистраль может быть названа высокоскоростной, отличается в зависимости от страны. Современные поезда ВСМ в Европе и Азии работают на скоростях 300 км/ч.

Участок Москва-Казань высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург – это:

ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург

Первыми об улучшении транспортного сообщения заговорили в восточных регионах России. В 2009 году Правительствами Татарстана и Свердловской области была предложена идея высокоскоростной магистрали.

27 мая 2013 года на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи Президент РФ Владимир Путин объявил о решении построить первую в России ВСМ Москва-Казань с возможностью продления до Екатеринбурга.

В июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме АО «Скоростные магистрали» и консорциум проектировщиков во главе с АО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd подписали договор на разработку проектной документации.

Первым этапом в реализации проекта является строительство участка Москва-Казань, который пройдет по территории 7 субъектов Российской Федерации: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская области, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан.

Реализует данный проект дочерняя структура РЖД – АО «Скоростные магистрали».

  • 770 км пути за 3.5 часа;
  • 370 тысяч рабочих мест;
  • скорость движения до 400 км/ч
  • Объекты проектирования ВСМ 2 Москва-Казань:

    • 3 начальные/конечные станции,
    • 3 опорные станции,
    • 6 промежуточных станций,
    • 3 обгонных пункта,
    • 17 диспетчерских пунктов,
    • 53 больших моста,
    • 78 средних мостов,
    • 49 эстакад,
    • 33 ж/д путепровода (3 453 пог. м.),
    • 128 автодорожных путепровода (23 195 пог. м.),
    • 67 служебно-технических зданий и сооружений,
    • 12 вокзалов вместимостью от 50 до 7000 чел.

    ВСМ Москва—Казань: проект высокоскоростной магистрали

    В настоящее время компания “Российские железные дороги” разрабатывает проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. Стоимость проекта оценивается в 1,7 триллионов рублей. Ввод в строй первых участков новой железной дороги планируется в 2022-2023 гг.

    Маршрут ВСМ Москва-Казань

    ВСМ Москва-Казань – это магистраль, построенная отдельно от существующих железнодорожных линий. Магистраль предназначена исключительно для движения высокоскоростных поездов по маршруту Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань и обратно. В перспективе ВСМ “Москва-Казань” должна стать частью высокоскоростной железной дороги “Москва – Пекин”, а позже – частью проекта “Шелковый путь”, который свяжет высокоскоростным жд сообщением Китай с Европой и Ближним Востоком.

    Протяженность ВСМ “Москва-Казань” составит около 800 км, маршрут магистрали пройдет по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, республик Чувашия, Марий Эл и Татарстан.

    Схема маршрута ВСМ Москва-Казань

    Поезда по магистрали “Москва-Казань” будут двигаться со скоростью до 400 км/ч, остановки предусмотрены в крупных населенных пунктах через каждые 50-70 км. Таким образом, время в пути на поезде от Москвы до Казани составит всего 3-4 часа вместо нынешних 14 часов.

    Поезда для ВСМ Москва-Казань

    Для магистрали Москва-Казань планируется спроектировать и построить новый современный высокоскоростной поезд, который будет выпускаться в России. Производственной площадкой станет либо существующий завод в Екатеринбурге компании «Уральские локомотивы» совместно с Siemens, либо новый построенный завод.

    В составе поезда для ВСМ “Москва-Казань” будет предлагаться 4 класса обслуживания пассажиров – Эконом, Бизнес, Люкс, Суперлюкс.

    Эскизы будущего поезда для ВСМ Москва-Казань:

    Эскиз высокоскоростного поезда для ВСМ Москва-Казань Высокоскоростной поезд будущего для ВСМ Москва-Казань Дизайн интерьера поезда для ВСМ Москва-Казань

    Транспортно-пересадочные узлы ВСМ Москва-Казань

    В рамках строительства ВСМ “Москва-Казань” будут построены 16 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Эти новые железнодорожные станции будут возведены как на базе существующих жд вокзалов, так и построены “с чистого лица”. Самые крупные ТПУ будут построены на базе Курского вокзала в Москве, Московского вокзала в Нижнем Новгороде и вокзала Казань-2 в Казани.

    Все новые станции (шесть из них в крупных городах и десять в малых) должны стать точками развития окружающих территорий, вокруг них возникнут новые жилые кварталы (их архитектурные проекты уже разработаны), индустриальные парки, на 13 станциях появятся транспортно-пересадочные узлы, где с магистралью будут состыкованы авиационный и автомобильный транспорт, а также «обычные» железнодорожные поезда.

    Проект здания вокзала ТПУ ВСМ Москва-Казань

    Развитие территорий в рамках проекта ВСМ Москва-Казань

    Вокруг транспортно-пересадочных узлов ВСМ “Москва-Казань” планируется строительство большого количества инфраструктурных объектов, направленных на развитие прилегающих территорий. Планы строительства затрагивают не только транспортную, но и социально-культурную сферы.

    Новые объекты затронут следующие сферы деятельности:

    1. Жилой кластер (квартальная жилая застройка, в том числе объекты социальной инфраструктуры)
    2. Образовательный кластер (детские сады, школы, университет)
    3. Промышленный кластер (индустриальные и производственные парки)
    4. Торговый кластер (торговые центры, гипермаркеты)
    5. Офисный кластер (бизнес-центры, офисная недвижимость)
    6. Культурно-туристический кластер (рекреационный комплекс, гостиницы, зоопарк, арт-парк, парк развлечений)
    7. Медицинский кластер (реабилитационный комплекс, санаторно — рекреационный комплекс, реабилитационно-профилактический комплекс (геронтологический центр))
    8. Спортивный кластер (ФОК, спортивные центры)

    Перечень основных объектов, запланированных к строительству на новых станциях:

    Ногинск: 53 километра и 24 минуты от Москвы. Жилой и производственный кластеры. ТПУ в 5,8 километра от Ногинска и 4,5 километра от Электростали. Добраться до него будет удобно из Павловского Посада, Старой Купавны, Электроуглей, Черноголовки. С вводом этого участка дороги может заметно улучшиться дорожная обстановка не только на шоссе Энтузиастов (М-7 «Волга), но и на Щелковском шоссе.

    Орехово-Зуево: 88 километров и 34 минуты от Москвы. Жилой и производственный кластеры, зоопарк. ТПУ в 5,7 километра от Орехово-Зуево. С этого ТПУ можно добираться до столицы из таких городов, как Ликино-Дулево, Электрогорск, Куровское, Покров, Дрезна, Городищи.

    Петушки: 128 километров и 45 минут от Москвы. Реабилитационно-профилактический комплекс для пожилых людей. ТПУ будет в 6,5 километра от Петушков, недалеко от Костерево, Вольгинского, п. Нагорный, деревень Пекша и Старые Петушки.

    Владимир: 193 километра и 60 минут от Москвы. Жилой кластер, гипермаркеты, университет, индустриальный парк. ТПУ в 9 километрах от Владимира, пользоваться им смогут жители Гусь-Хрустального, Юрьев-Польского, Собинки, Радужного, Лакинска, Камешково, Судогды, Суздаля.

    Ковров: только станция.

    Гороховец: 328 километров и 91 минута от Москвы. Парк культуры и истории российской нации. ТПУ в 11 километрах от Гороховца, недалеко — Володарск, Вязники, Павлово, Ворсма, Поселок Центральный, Мулино.

    Дзержинск: 393 километра и 108 минут от Москвы. Индустриальный парк. ТПУ в 8 километрах от Дзержинска, рядом с трассой М-7. Недалеко — Балахна, Володарск.

    Стригино: 403 километра и 118 минут от Москвы. Жилой кластер, общественно-деловая застройка. ТПУ в одном километре от аэропорта Нижнего Новгорода, который находится в границах города. Рядом более 15 населенных пунктов, в том числе Комсомольский, Богородск, Ильиногорск, Дальнее Константиново.

    Нижний Новгород: 421 километр и 127 минут от Москвы. Гостиничный и общественно-деловой кластер, ТПУ на территории Московского вокзала.

    Кстово: только станция.

    Нива: 528 километров и 149 минут от Москвы. Арт-парк, фестивальная площадь. ТПУ в четырех километрах от М-7 «Волга», будет построен буквально в чистом поле. Рядом расположены 16 небольших населенных пунктов.

    Полянки: 585 километров и 163 минуты от Москвы. Реабилитационный центр и санаторно-рекреационный комплекс. ТПУ будет размещен в 7,6 километра от города Полянки. Недалеко Ядрин, Малые Тюмерли, Семьяны, поселок Воротынец, Красные Четаи.

    Помары: 721 километр и 195 минут от Москвы. Этнокультурный парк и отель. ТПУ в трех километрах от села Помары, рядом — Волжск.

    Казань: 768 километров и 210 минут от Москвы. Общественно-деловой и гостиничный кластер. ТПУ будет построен на железнодорожном вокзале «Казань 2».

    Этапы строительства ВСМ Москва-Казань

    Строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Казань” начнется в 2019 году на участке от станции Железнодорожная недалеко от Москвы до аэропорта Нижнего Новгорода.

    Весь процесс строительства ВСМ “Москва-Казань” разделен на 12 этапов:

    Последние новости строительства ВСМ Москва-Казань

    Российские железные дороги для реализации проекта строительства ВСМ “Москва-Казань” создали специализированную компанию – АО “Скоростные магистрали”. Данная структура занимается координацией вопросов технической разработки проекта, привлечением инвестиций, управлением строительства будущих объектов.

    Последние новости проекта ВСМ “Москва-Казань” всегда в открытом доступе на официальном сайте АО “Скоростные магистрали”.

    Быть ли высокоскоростной дороге Москва — Казань?

    11 апреля на совещании президента России с представителями профильных ведомств и гендиректором РЖД Олегом Белозёровым будет принято окончательное решение о целесообразности строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, горячими сторонниками которой остаются как сами РЖД, так и правительство Татарстана

    Сомнения президента

    29 марта президент России высказал сомнения в целесообразности строительства новой железной дороги. Однако, как уточнил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, окончательное решение ещё не принято.

    Читать еще:  Сорок лет на страже неба: как менялась зенитная ракетная система С-300

    В качестве главного препятствия указываются сложности финансирования. В частности, глава государства предложил в качестве альтернативы скоростную автодорогу из Москвы до столицы Татарстана. Автобан длиной 729 км должен будет стоить инвесторам 540 млрд рублей, а высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) — почти в три раза больше (1,3 трлн).

    Согласно первоначальному проекту, ВСМ должна была бы стать первым участком международной транспортной сети Европа — Западный Китай, однако китайцы притормозили переговоры об инвестициях, и ожидание денег от них может значительно затянуться.

    Одновременно прошло сообщение, что 112 млрд долларов из бюджета ВСМ планируется перераспределить на строительство отгрузочного терминала «Утренний» на Ямальском заводе НОВАТЭКа, в число акционеров которого входят Леонид Михельсон, Геннадий Тимченко и «Газпром». Пока это тоже только слухи, но очевидно, что идёт борьба между лоббистами этих двух проектов, за которыми просматриваются две стратегии развития страны.

    Одна из них обещает способствовать достаточно затратному инфраструктурному проекту, призванному развивать экономику Центральной России и Поволжья, что даст стране обязательный и долговременный эффект, но в перспективе нескольких десятилетий, а то и больше. Другой работает на экспорт энергоресурсов и сулит достаточно быструю окупаемость. Такая схема давно уже работает и гарантирует налоговые поступления в казну уже в ближайшие годы.

    Без подписи Силуанова

    В середине марта премьер-министр Дмитрий Медведев согласовал строительство первого участка ВСМ Москва — Казань (до Нижнего Новгорода), согласно докладу отвечающего за транспорт вице-премьера Максима Акимова, и направил этот доклад президенту. Однако документ ушёл к Владимиру Путину без подписи первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова.

    Последний выступает категорически против проекта, так как считает его экономически нецелесообразным. Он, в частности, сообщил прессе:

    Говорят: мы продлим (дорогу — прим. ред.) до Китая, сделаем перевозку контейнеров, грузов. Что это за грузы? Это будет гораздо дороже, нежели везти по обычной железной дороге или морским путём. Экономика не бьётся.

    Также Силуанов почему-то полагает, что ВСМ не понадобится и пассажирам — ни жителям Москвы, ни жителям Казани. Аргументирует господин министр свою точку зрения тем, что между Москвой и Казанью существует авиационное сообщение, и даже самая скоростная железная дорога окажется медленнее самолёта.

    В этом отношении глава Минфина либо лукавит, либо просто не знаком с реальным положением дел. Несмотря на то, что в России до сих пор нет высокоскоростных железных дорог, высокоскоростные поезда «Сапсан» и «Невский экспресс» регулярно курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом и давно уже доказали, что способны успешно конкурировать с авиацией. Больше того, для очень многих пассажиров стало понятно, что в большинстве случаев поездка на «Сапсане» будет и короче, и удобнее авиаперелёта. «Сапсаны» курсируют заполненными целиком, даже несмотря на то, что билеты на них в большинстве случаев дороже, чем на самолёт.

    «Сапсан». Фото: Yuriy Bartenev/shutterstock.com

    Силуанов, Орешкин, Греф и другие

    С мнением Антона Силуанова полностью согласен и министр экономического развития Максим Орешкин. Он объяснил свою позицию тем, что государство якобы должно вложить в ВСМ слишком большой объём ресурсов и при этом проигнорировать другие транспортные проекты. Одновременно господин Орешкин продемонстрировал ясную логику того, с чьей помощью он собирается развивать экономику России:

    Вот если бы пришла компания Siemens и сказала, что она полностью проинвестирует строительство железной дороги Москва — Казань, мы бы с удовольствием поддержали такой проект.

    Остаётся только развести руками и оценить, насколько актуально и многообещающе выглядит такая позиция министра экономики на фоне нарастающих санкций и острого противостояния России и Запада.

    «Очень значительными» называет инвестиционные риски и глава Сбербанка Герман Греф. Он искренне не понимает, откуда возьмутся два миллиона пассажиров в год на участке между Владимиром и Казанью. Про крупнейший промышленный центр на этом пути — Нижний Новгород — наш главный банкир, вероятно, позабыл. Или считает развитие Нижегородской области и Татарстана несущественным по сравнению с получением сиюминутной прибыли?

    Ради справедливости, правда, надо сказать, что и Орешкин, и Силуанов предлагают подумать о замене строительства ВСМ «Москва — Казань» на аналогичную дорогу «Москва — Санкт-Петербург». Однако и здесь их аргументация выглядит очень странно. Дескать, высокоскоростные дороги имеет смысл строить только между «большими агломерациями». Так и хочется спросить господ министров и банкиров, полагают ли они четырёхмиллионный Татарстан со столицей-миллионником Казанью «маленькой агломерацией», и насколько хорошо им известен курс экономической географии России?

    В любом случае, произнося фразы типа «экономический смысл практически отсутствует — эти инвестиции не отобьются», они говорят не как руководители экономического блока крупнейшей по площади державы мира, а скорее как хозяева солидного торгового предприятия.

    Фото: Mikhail Leonov/shutterstock.com

    В этом вся и печаль.

    Кстати, проекты по строительству ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Казанью ни в коей мере не противоречат друг другу. Напротив, они были частью единого плана, строительство петербургского участка планировалось начать во второй половине 2020-х годов.

    Имиджевый эффект

    И уж совсем обидно, что никого из наших экономических министров не тревожит «имиджевый эффект» от строительства ВСМ. Напомним, в России до сих пор нет высокоскоростной железной дороги как таковой. Скоростные пассажирские поезда курсируют между Москвой и Питером, вписываясь в расписание обычных магистралей. При этом в Китае протяжённость ВСМ составляет 37 тысяч километров, в Германии, Испании, Франции, Японии, Турции (!) — больше трёх тысяч километров. Высокоскоростные железные дороги есть даже в Марокко, Индии и Иране. А в России — нет.

    Нет ВСМ и в США. Правда, зачем нам в этом вопросе подражать Америке, непонятно.

    ВСМ «Москва — Казань»: история проекта

    Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва — Казань впервые появилась в планах по развитию железнодорожного транспорта в России в 2006 г. Первоначально она была частью проекта скоростной трассы Москва — Екатеринбург, которая была заявлена без сроков выполнения в «Программе развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 г.».

    В ее рамках в 2010 г. было реализовано движение высокоскоростных поездов «Сапсан» (российское название Siemens Velaro) на реконструированном участке существующей железной дороги Москва — Нижний Новгород.

    В июне 2008 г. правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г. В ней предлагалось строительство трех новых высокоскоростных магистралей: Москва — Санкт-Петербург (в дополнение к существующей трассе), Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород. Уже в 2009-2010 гг. появились предложения о пересмотре программы. В частности, губернатор Свердловской области Александр Мишарин и президент Татарстана Рустам Минниханов предложили довести скоростную трассу до Казани, а в перспективе — до Екатеринбурга.

    В декабре 2012 г. были приняты поправки в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г., согласно которым предлагалось в первую очередь реализовать в рамках частно-государственного партнерства три проекта: Москва — Санкт-Петербург (высокоскоростная железнодорожная магистраль, ВСЖМ-1), Москва-Казань (ВСМ-2) и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер (ВСМ-3), а также, в дальней перспективе, Казань — Самара. Из этих трех проектов наибольшую государственную поддержку получила ВСМ-2, с учетом того, что и Казань, и Нижний Новгород выиграли право на проведение соревнований чемпионата мира по футболу 2018 г.

    В июле 2013 г. была утверждена трасса ВСМ-2. 30 апреля 2015 г. конкурс на право проектирования магистрали выиграл консорциум проектных компаний во главе с «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и китайской компании China Railway Eryuan Engineering Group («Чайна Рэйлвэй Эрюань Инжиниринг Групп»). Цена договора (подписан 18 июня 2015 г.) составила 23,6 млрд рублей, впоследствии была уменьшена до 20,9 млрд руб. Проектирование должно завершиться в 2016 г. Планируется, что в будущем трасса Москва — Казань станет частью трансевразийского скоростного железнодорожного коридора Пекин — Европа.

    В соответствии с утвержденной в 2013 г. трассировкой ВСМ «Москва — Казань», ее длина составит 770 км; она будет начинаться на Курском вокзале, а заканчиваться — на «станции Восстание-Пассажирская» в Казани. Планируется обустройство 9 промежуточных остановок: в Ногинске, Орехово-Зуеве (Московская область), Петушках, Владимире, Коврове (Владимирская область), Дзержинске, аэропорту Стригино, Нижнем Новгороде (Нижегородская область), Чебоксарах (Чувашия), Помарах (Марий Эл). Точный маршрут трассы и расположение станций могут быть скорректированы в ходе проектирования.

    Максимальная скорость движения составит до 400 км/ч (в настоящее время железнодорожных трасс с такой скоростью при регулярном движении в мире нет). На трассе будет построено свыше 100 км эстакад и мостов, в том числе через Оку (в районе Нижнего Новгорода) и Волгу (в районе Чебоксар).

    Для работы на трассе планируется заказать 29 новых скоростных поездов (конкурс на их поставку планируется провести в конце 2016 г.).

    Предполагается, что ВСМ-2 позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с существующих 10-12 часов до 3 часов 30 минут. Трасса свяжет 3 города-«миллионника», перспективный пассажиропоток оценивается в 18,2 млн человек в год.

    По оценкам, общая сумма затрат на реализацию проекта составят 924,4 млрд рублей (согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.). 21 июня 2013 г. президент РФ Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), предложил включить ВСМ-2 в список проектов, на которые могут будут потрачены средства из Фонда национального благосостояния. На ПМЭФ в 2015 г. называлась уточненная стоимость проекта — 1 трлн 68 млрд рублей.

    Ты верь в дорогу

    Трасса «Европа — Западный Китай», частью которой является дорога Москва — Казань, станет драйвером развития для регионов, где она будет проходить. «Вокруг трассы обязательно появится новая инфраструктура, которая повлечет увеличение деловой активности и рост налоговых отчислений со стороны бизнеса в бюджет страны, — сказал «Российской газете» вице-премьер Марат Хуснуллин. — Кроме того, отмечу, что непосредственно на строительстве будет создано более 30 тысяч рабочих мест. И ещё более 130 тысяч — в смежных отраслях».

    Дорога Москва — Казань станет самой масштабной стройкой ближайших лет. И самой дорогой — на нее запланировано потратить 650 млрд рублей. Для сравнения, Крымский мост обошелся в 228 млрд рублей. Несколько лет шли споры — строить трассу или нет. Для тех, кто хоть раз проехал из Москвы в Казань по существующей дороге, сомнений не было: конечно, нужно строить, пусть и за такую огромную цену. В этом году проект приобрел особое значение: мегастройки при всех их издержках — испытанный инструмент преодоления кризисов, который создает спрос на услуги, материалы, рабочие руки, технику. Поэтому правительство, в прошлом году решившее построить дорогу к 2027 году, именно с учетом кризиса перенесло срок окончания на 2024 год. В начале июля правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова согласовала трассировку магистрали. Она пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Чувашии и Татарстану.

    Существующая трасса М7 «Волга» на треть своей протяженности проходит через города, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «То есть эта дорога крайне конфликтна для местного населения и неэффективна с экономической точки зрения из-за низкой скорости», — поясняет он. Реконструировать ее также крайне сложно, поскольку придется делать массу обходов. В итоге проще оказалось построить новую трассу.

    Считать экономику дороги Москва — Казань можно по-разному. Непосредственно на стройку будут работать предприятия по всей стране. Например, будут востребованы современные полимерные композиты, их выпускают в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане. Скоро здесь будет запущен новый завод. Его продукция как раз пойдет на строительство трассы.

    Наибольший эффект стройка даст экономикам более развитых регионов — Татарстану, Нижегородской и Самарской областям, рассказали «РГ» в «Автодоре». Благодаря трассе будут созданы условия для развития существующей промышленности и появления новых промышленных кластеров. Наибольшие выгоды получат Поволжский автомобильный и Камский нефтехимический кластеры, поскольку трасса откроет путь для быстрой поставки сырья и сбыта готовой продукции. Но импульс к развитию получат и другие региональные кластеры, где развиты автомобилестроение, нефтехимия, машиностроение, электроника и приборостроение.

    Читать еще:  «Автодор» и «Юго-восточная магистраль» планируют заключить соглашение на строительство комплекса ЦКАД

    В масштабах страны к этой магистрали тяготеют 70% автомобильной промышленности России, 50% аэрокосмической и оборонной промышленности, 40% металлургии, 30% машиностроения и приборостроения, 25% переработки нефти, химии, нефтехимии и газохимии, производства минеральных удобрений, а также 20% производства продуктов питания и сельского хозяйства, посчитали специалисты. То есть даже, например, дополнительная возможность отправить по скоростной трассе без пробок фургоны с овощами из Владимирской области на рынки Москвы может стимулировать хозяйства развивать производство. Кроме того, для жителей многих городов и поселков скоростная трасса становится местной дорогой, указывает Блинкин.

    Для оценки окупаемости таких масштабных проектов есть два подхода. Первый — прямая окупаемость: тариф за проезд по дороге (для трассы Москва — Казань он составит около 2,5 рубля за километр для легкового автомобиля), помноженный на трафик. Такие инвестиции возвращаются долго. В США от Ниагары в сторону Атлантического океана можно проехать по платной трассе, построенной еще в 1949 году. Для стройки были выпущены облигации, дивиденды по ним платятся до сих пор, приводит пример Блинкин.

    Правительство России, кстати, тоже рассматривает возможность выпуска облигаций на 300 млрд рублей для финансирования инфраструктурного строительства, в том числе транспортного коридора «Европа — Западный Китай».

    Второй подход к окупаемости — с точки зрения экономики в целом. Она наступает быстрее за счет ускорения движения грузов и роста производства. Суммарный прирост внутреннего регионального продукта в регионах, через которые пройдет трасса, составит более 500 млрд рублей к 2050 году. Города, втянутые в орбиту новой дороги, через какое-то время станут привлекательнее для жизни и бизнеса, укрепят свои позиции в качестве региональных экономических центров.

    Наконец, есть долгосрочный эффект, который сейчас до конца оценить еще невозможно. Как нельзя было в конце XIX века оценить, какие последствия повлечет за собой строительство Транссибирской магистрали до почти неосвоенного тогда Дальнего Востока. Тогда ни потока пассажиров, ни потока грузов не просматривалось, невероятно дорогой проект выглядел не просто убыточным, а начисто лишенным всякого экономического смысла. Но он сразу же позволил начать новый этап освоения Сибири. А сейчас, спустя более чем 100 лет, эту трассу модернизируют, так как ее пропускной способности уже давно не хватает. «Стягивание пространств» всегда приносило России пользу, и до завершения этого процесса еще очень и очень далеко.

    Появление новой автострады способно значительно разгрузить МКАД, заявили «РГ» в департаменте строительства столицы. К трассе Москва — Казань подведут Северо-восточную хорду. Для этого планируется построить еще один участок СВХ в Некрасовке от Лухмановской улицы до границы с Московской областью протяженностью 13,2 км. Таким образом СВХ соединит две важнейшие магистрали М-11 и Москва — Казань. «Москва получит более комфортный выезд из города в сравнении с М-7, — считает директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. — Треть пути по трассе «Волга» фуры преодолевают по городским улицам, в том числе и историческим. Теперь же появится достойная альтернатива — скоростная автострада».

    Рустам Минниханов, президент Татарстана:

    — Любая инфраструктура, особенно транспортная — это сигнал для инвесторов, для развития территорий. Вы посмотрите, как стала развиваться закамская зона, когда мы в свое время построили мост через Каму! Платная дорога Москва — Казань — это стратегический проект. На строительство трассы уйдет несколько лет. В идеале вообще бы развести пассажирские и грузовые перевозки. Платная трасса станет частью кори­дора Европа — Западный Китай, который пройдет по территории России, Казахстана и Китая. Строительство также предусматривает возведение нового моста через Волгу.

    Америка известна сетью скоростных магистралей «Интерстейт», опутывающей всю страну. Но так было не всегда. В начале прошлого века дороги в США едва ли превосходили российские по качеству. Их проблему, как ни странно, отчасти помог решить кризис Великой депрессии. В те тяжелые для страны годы десятки миллионов оказались без работы. Администрация 32-го президента Франклина Рузвельта (1933-1945) решила лечить экономику федеральной программой строительства скоростных трасс, явная потребность в которых сформировалась после того, как автомобили с подачи Генри Форда перестали быть предметом роскоши и пошли в массы.

    До этого отдельные шоссе обычно строились частными компаниями без общенационального плана или стандарта. Проект дорабатывали не один год, а окончательный вид ему придал еще один страстный сторонник автодорожного сообщения — 34-й президент Дуайт Эйзенхауэр (1953-1961), чьим именем и назвали эту сеть.

    По разным оценкам, на систему трасс длиной свыше 77 тысяч километров, строившуюся 35 лет и развивающуюся и по сей день, ушло около 500 миллиардов долларов (в современных ценах). Примерно две трети этих средств — поступления в бюджеты разных уровней от топливных пошлин.

    В краткосрочной перспективе это создавало столь нужные стране рабочие места. Но еще более важным оказался долгосрочный эффект — уже много десятилетий дороги являются мощным подспорьем, точнее кровеносной системой для американской экономики. «Интерстейты» привели к закату железнодорожного сообщения и буму автомобильных грузоперевозок, которые оказались дешевле. Новые трассы позволили многим американцам перебраться в более комфортное жилье в пригородах. Развитая по всей стране сеть дорог — это также мобильность при чрезвычайных ситуациях, например, ураганах.

    Наконец, это мощный катализатор внутреннего туризма. По личным впечатлениям, прелесть американских дорог не в их качестве — это хорошие, но не ультрасовременные шоссе. Прелесть в их повсеместном распространении. Эта система трасс на каждом шагу обросла мотелями и ресторанчиками. Над американцами иногда принято смеяться в том смысле, что многие из них довольствуются путешествиями по своей стране, не проявляя интереса к зарубежным достопримечательностям. Но те возможности, которые автодороги открывают для внутреннего туризма по Америке, с лихвой перекрывают потребности среднестатистического путешественника не на один десяток лет.

    Автору этих строк довелось относительно недавно побывать в американском национальном парке Йеллоустоун, а чуть позже — на Камчатке. Российский вулканический регион по своей природной красоте абсолютно ничем не уступает раскрученному на весь мир американскому парку. Но увы, если к Йеллоустоуну ведут две магистрали, а в самом парке всем доступны дороги к ключевым достопримечательностям, то путешествие ко многим красотам Камчатки зачастую требует как минимум подготовленного внедорожника. У такого отдыха тоже есть свои фанаты, но это уже не история массового туриста. О чем говорят и цифры: парк Йеллоустоун посещают до 4 миллионов путешественников в год, а на все вместе взятые красоты Камчатки ежегодно любуются лишь 250 тысяч туристов, а недавно их было еще на порядок меньше. А ведь туристы — это и деньги, которые идут в экономику регионов.

    Стало известно, почему Путин против строительства ВСМ Москва-Казань

    Владимир Путин не одобрил строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Точнее, первого участка этой ветки от подмосковного города Железнодорожный до Гороховца во Владимирской области. В свою очередь ВСМ «Москва — Казань» могла стать частью более масштабного железнодорожного проекта «Евразия» — от Берлина до Пекина. Об этом в пятницу сообщило издание «Коммерсант».

    Целесообразность проекта строительства ВСМ поставил под сомнение президент Владимир Путин. Об этом стало известно после встречи президента с профильным вице-премьером Максимом Акимовым, рассказали «Коммерсанту» три источника, отдельно подчеркнувшие, что формального решения пока нет.

    Президент склоняется к позиции первого вице-премьера Антона Силуанова о нецелесообразности строительства этой ВСМ. Вместо высокоскоростной «железки», возможно, будет одобрено строительство платной автодороги через Нижний Новгород до Казани.

    Но высокоскоростное движение, скорее всего, будет развиваться на участке Москва—Петербург, так как там более надежный пассажиропоток, сообщает газета.

    Потянет минимум на триллион

    Проект ВСМ «Москва-Казань» обсуждается в активной фазе почти 6 лет. Политическое решение о строительстве масштабных инфраструктурных проектов (в том числе Центральной кольцевой автодороги, ВСМ до Казани и реконструкции Транссиба и БАМа) было оглашено Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне 2013 года.

    На совещании в Кремле 31 июля 2013 года было решено, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань начнется в 2015 году. Уже тогда называлась фантастическая по размерам стоимость этого проекта — как минимум, 1 трлн рублей. И целесообразность таких расходов была поставлена под сомнение.

    «Хотел бы понять, на каких условиях и на какой период необходимо финансирование, что планируется сделать для привлечения частных инвестиций, как будет обеспечена возвратность вложенных средств, срок этой возвратности», — сообщил Путин, открывая в совещание.

    Сроки реализации проекта тоже были предметом дискуссии. «Этот проект очень длительного цикла, нужно исходить из реалий», — отметил глава государства и призвал решить эти вопросы в самое короткое время, чтобы успеть обозначить расходы в проекте бюджета на будущий, 2014 год.

    В последующем магистраль может быть продлена от Казани до Красноярска, не исключил Путин.

    Прокладывать скоростное движение или высокоскоростное — также было предметом спора. «Насколько это экономически целесообразно. Может быть, просто ограничиться скоростным?» — засомневался Путин.

    Скоростное движение — это обычно 140—200 км/ч, высокоскоростное — от 200 до 400 км/ч.

    Но тогдашний министр транспорта Максим Соколов по итогам совещания в Кремле сообщил, что ветка до Казани будет все-таки высокоскоростной.

    По первичным расчетам РЖД, в первый год работы магистрали ею воспользуются 7,5 млн человек. Билет экономкласса предположительно будет стоить 3400 рублей, бизнес-класса — 6 тыс. рублей. Время в пути до Казани сократится с 14 до 3,5 часа.

    Протяженность трассы должна была составить более 800 км. Планировалось проложить ее через Ногинск, Орехово-Зуево, Ковров, Владимир, Дзержинск, Нижний Новгород, Чебоксары.

    Строительство ВСМ до Казани даст толчок экономике, аргументировали в РЖД. Инвестиционный климат улучшится, занятость населения повысится, интеграция регионов усилится.

    Проект оценивался в 937 млрд рублей (предположительно 30% выделят частные инвесторы, 70% — государство). Еще потребуется выделение из бюджета 71 млрд рублей субсидий (расчеты уже тогда были произведены до 2024 года включительно) на обслуживание долговых обязательств, для поддержки неоперационной рентабельности проекта. В Минтрансе были убеждены, что субсидировать стоимость билетов не придется. В этой части проект является окупаемым.

    Дефицит средств на финансирование проекта оценивался в 280 млрд рублей. «Источники финансирования капитальных затрат в размере 279—280 млрд рублей пока не определены», — признавал Минтранс. Это могут быть средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) или госбюджета.

    «Белый слон» не приживется

    Уже тогда независимые эксперты высказывали мнение, что финансовая модель ВСМ «Москва — Казань» в текущей редакции выглядит неубедительно, а прописана — обтекаемо. В Европе, по аналогии с которой и создается ВСМ, имеется объективная необходимость создания высокоскоростных магистралей. Это высокая плотность населения, чего о России никак не скажешь, отмечали эксперты, опрошенные«Газетой.Ru»

    Дешевле было бы развивать авиаперевозки, создать условия для лоукостеров, отмечали эксперты.

    Масштабные инфраструктурные проекты нередко оказываются «белым слоном». На бизнес-сленге это что-то большое, красивое и бессмысленное, на содержание чего тратятся слишком большие средства.

    «В Англии сейчас тоже много спорили, надо ли открывать скоростное сообщение между Лондоном и западной частью страны. Цена вопроса — несколько миллиардов фунтов… Сторонники говорят: это подтолкнет деловую жизнь, если можно будет доехать из столицы за полтора часа до западной окраины. Противники строительства ветки разводят руками: ну и что, что за полтора часа? Во всем мире напряженка с оценкой эффективности такого рода проектов», — говорила в интервью «Газете.Ru» старший экономист Royal Bank of Scotland по России, СНГ и Израилю Татьяна Орлова.

    Источники:

    Как пройдёт ВСМ Москва – Казань (трассировка линии)

    http://www.hsrail.ru/info/vsmmk/

    http://www.kp.ru/putevoditel/spetsproekty/proekty-vsm-v-rossii/

    http://mosgiprotrans.ru/rus/vsm/

    ВСМ Москва—Казань: проект высокоскоростной магистрали

    http://tsargrad.tv/articles/byt-li-vysokoskorostnoj-doroge-moskva-kazan_192019

    http://tass.ru/ekonomika/3390784

    http://rg.ru/2020/07/28/reg-cfo/chto-nado-znat-o-stroitelstve-skorostnoj-trassy-moskva-kazan.html

    http://www.gazeta.ru/business/2019/03/29/12271790.shtml

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector