Проектирование высокоскоростной трассы «Москва – Казань» начнется уже в этом году
Постепенное открытие трассы М-12 Москва–Казань начнется в 2022 году
Постепенное открытие трассы М-12 Москва–Казань–Екатеринбург начнется в 2022 году, основная часть дороги будет открыта в 2023 году. Об этом в четверг, 8 июля, сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
«Кольцо надо к концу 2024 года замыкать, причем не к зиме, а к сентябрю. Мы часть М-12 — уже хотим в следующем году ряд участков открыть, и 2023 годом закончить основной ход, и 2024 годом уже со всеми благоустройствами. В 2023 [году] — основной ход, поедем здесь и постараемся к 2024 [году], к сентябрю, дойти до Екатеринбурга», — заявил Хуснуллин в ходе открытия заключительного участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Он добавил, что трассу М-12 планируется продлить до Тюмени и Челябинска к сентябрю 2024 года.
«Вот эта наша слаженная работа позволяет нам сказать, что мы в 2024 году дойдем и до Екатеринбурга, и до Тюмени, и до Челябинска. То есть мы дойдем уже в 2024 году, причем я считаю, что надо уже к сентябрю заканчивать, когда идет сезон», — отметил вице-премьер.
Кроме того, Хуснуллин добавил, что около 8 тыс. мигрантов из Белоруссии, Узбекистана и Киргизии планируется привлечь на строительство данной автотрассы.
28 июня Хуснуллин заявил, что проект строительства трассы М-12 Москва–Екатеринбург сталкивается с повышением цен на стройматериалы и недостатком рабочей силы.
10 июня сообщалось, что на скоростной трассе М-12 до Казани возведут 16 дополнительных развязок. В Татарстане М-12 соединят с дорогами Р-241 Казань–Буинск–Ульяновск, 16К-0674 Казань–Ульяновск–Камское Устье, 16К-1063 Столбище–Атабаево, Р-239 Казань–Оренбург и 16К-1091 Сорочьи Горы – Шали.
Также регионы предложили построить развязки в местах, где региональные трассы пройдут путепроводами над М-12. Проектировщики согласились с предложением возвести еще три подобных сооружения, одно из которых будет в Татарстане. Развязка появится на 628-м км трассы и обеспечит связь с 16К-0925 Большие Кайбицы – Камылово.
21 апреля президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил продлить автомагистраль М-12 до Екатеринбурга к 2024 году. Опрошенные «Известиями» эксперты подсчитали, что стоимость строительства дороги может обойтись в 850 млрд рублей.
Трасса М-12 входит в федеральный проект «Европа – Западный Китай», который, в свою очередь, входит в нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».
Определились подрядчики семи этапов трассы Москва — Казань на ₽464 млрд
Государственная компания «Автодор» определила подрядчиков проектирования и строительства семи из девяти этапов скоростной платной автомагистрали М-12 Москва — Казань, стоимость которых оценивается в 464,2 млрд руб.
Все семь конкурсов были признаны несостоявшимися из-за того, что на каждый из них было подано по одной заявке. С компаниями, которые подали заявки, в итоге и будут заключены контракты.
По итогу конкурсных процедур дорогу будут строить следующие компании:
Первый этап (0–80 км, Московская, Владимирская области): «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Стоимость: 53,11 млрд руб.
Второй этап (80–116 км, Владимирская область): Региональная строительная компания, входящая в группу «Трансстройинвест». Стоимость: 21,2 млрд руб.
«Трансстройинвест» специализируется на инфраструктурных проектах за счет господрядов: группа участвовала в реконструкции аэропорта Внуково в Москве и строительстве терминала бизнес-авиации аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. По данным ресурса «Проект», группа также была подрядчиком при строительстве резиденции президента России под Ялтой.
Третий этап (116–224 км, Владимирская область): компания ВАД. Стоимость: 59,5 млрд руб.
ВАД строила крымскую автотрассу «Таврида». 27 августа президент Владимир Путин проехал по одному из участков «Тавриды», а главный технолог ВАД Андрей Волков подарил главе государства кусок асфальтобетона.
Четвертый этап (224–347 км, Владимирская, Нижегородская области): Дорожно-строительная компания «Автобан». Стоимость: 79,6 млрд руб.
Пятый этап (347–454 км, Нижегородская область): российская «дочка» китайской CRCC (ООО «СиАрСиСи рус»). Стоимость: 58,3 млрд руб.
CRCC — China Railway Construction Corporation. Эта компания претендовала на покупку почти 50% «Моспроекта», который проектирует дома для программы реновации. О завершении этой сделки не сообщалось.
Шестой этап (454–586 км, Нижегородская область, Чувашия): Дорожно-строительная компания «Автобан». Стоимость: 69,2 млрд руб.
Восьмой этап (663–729 км): «Трансстроймеханизация». Стоимость: 123,2 млрд руб.
«Трансстроймеханизация» — «дочка» «Мостотреста» миллиардера Аркадия Ротенберга. В ходе реструктуризации «Мостотреста» она будет передана «Нацпроектсрою». «Нацпроектострой» (НПС) в июне 2020 года учредил дочернюю компанию для участия в строительстве дороги Москва — Казань в рамках проекта «Европа — Западный Китай» (ЕЗК) — «НПС ЕЗК». «НПС заинтересован принять участие в указанных проектах [включая дорогу Москва — Казань]. Мы действительно учредили дочерние компании для потенциального участия в конкурсных процедурах. Пока они не проводились. Мы планируем участвовать в них на общих основаниях», — говорил РБК представитель «Нацпроектстроя». По данным «Ведомостей», это совместное предприятие Ротенберга и ВЭБа хотело стать единственным генподрядчиком по всему проекту. В итоге «НПС ЕЗК» не подал ни единой заявки на участие в строительстве дороги Москва — Казань, следует из материалов «Автодора».
В конце августа вице-премьер и глава наблюдательного совета «Автодора» Марат Хуснуллин заявил, что конкурс на строительство нулевого этап трассы Москва — Казань (в обход подмосковных Балашихи и Ногинска) будет объявлен в течение ближайших двух месяцев. По его словам, стоимость строительства участка протяженностью 66 км составит 80 млрд руб.
Что касается строительства седьмого этапа автодороги (586–663 км по начальной цене 42,7 млрд руб., Татарстан и Чувашия), то «Автодор» отменил ранее объявленный на него конкурс.
Год назад председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко говорил РБК, что стоимость строительства автомагистрали Москва — Казань оценивается в 550 млрд руб. Из них 330 млрд руб. — грант государства, а еще 220 млрд руб. должны быть привлечены из внебюджетных источников. Он добавлял, что закончить трассу планируется в 2024 году.
В июле глава российского правительства Михаил Мишустин заявлял, конкурсные процедуры должны закончиться до 10 сентября, а до 10 ноября должны быть согласованы документы по планировке территорий. По его словам, общий объем финансирования строительства магистрали составит более 650 млрд руб.
Проектирование высокоскоростной трассы «Москва – Казань» начнется уже в этом году
На строительство трассы планируют потратить около 650 миллиардов рублей. Из них 150 миллиардов рублей выделит Фонд национального благосостояния, то есть в проект вложат народные деньги. Они вернутся через повышение мобильности жителей регионов и ускорение доставки грузов.
Преодолеть 810 километров можно будет всего за шесть с половиной часов, время в пути сократится в два раза по сравнению с тем, что приходится тратить сейчас. Вслед за ростом скоростей начнет расширяться выпуск товаров, появятся новые рабочие места, будет развиваться экономика регионов. В сложных условиях, вызванных пандемией, вливания финансов, материальных ресурсов и труда тысяч людей помогут перезапустить самые различные сектора производства в стране от добычи щебня до разработки инновационных технологий цифрового проектирования.
Трасса М-12 Москва — Казань к 2024 году свяжет между собой около 20 региональных центров и пройдет через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Республики Чувашия и Татарстан. В зоне ее влияния окажется около 60% населения России, 70% автомобильной промышленности, 50% аэрокосмической и оборонной промышленности, 40% — металлургии, 30% — машиностроения и приборостроения, 20% — предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Новая автодорога М-12 станет частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», создание которого предусматривает нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».
В послании Федеральному Собранию в апреле 2021 года президент России Владимир Путин поручил продлить дорогу до Екатеринбурга. Как отмечал вице-премьер Марат Хуснуллин, открывать трассу будут постепенно уже с 2022 года. Основную часть планируется запустить в 2023 году, а к 2024 году трасса может уже дойти до Екатеринбурга.
Строительство автодороги от Москвы до Казани разбили на девять этапов, включая нулевой. Подготовка к строительству началась на всех этапах.
Вдоль будущей автомагистрали проехал корреспондент «Российской газеты» и посмотрел, как готовятся к выполнению масштабного антикризисного проекта.
Нулевой этап — Московская область
Будущая трасса М-12 пойдет от Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Для выхода на М-12 построят обход подмосковных городов Балашихи и Ногинска. Протяженность этого участка более 60 километров.
Работы на первом пусковом комплексе идут уже с конца 2020 года. С марта 2021 года началось проектирование второго пускового комплекса.
На участке от транспортной развязки с ЦКАД до Орехово-Зуево идет подготовка территории под строительство, перенос коммуникаций и обустройство технологических дорог. Также организуют строительные городки, где будут жить рабочие. Договор на проектирование первого пускового комплекса с компанией «Трансстроймеханизация» заключили в ноябре 2020 года. В марте этого года был подписан контракт на проектирование и строительство второго пускового комплекса протяженностью 40 км.
I этап — Московская и Владимирская области
Участок протяженностью 80 километров проходит через Московскую и Владимирскую области от пересечения с автодорогой федерального значения А-108 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга».
На этом участке М-12 построят транспортную развязку на пересечении с Северо-Восточной хордой Москвы, с Центральной кольцевой автомобильной дорогой (ЦКАД).
На первом этапе стройки идет подготовка насыпи для будущей трассы. Обустраиваются площадки для работы тяжелой техники. Строительные городки производственных баз подключают к электричеству.
II этап — Владимирская область
Второй этап строительства трассы включает участок протяженностью 36 километров в 80 по 116 километр. Участок М-12 пройдет по территории Владимирской области.
Здесь прокладывают временные дороги, подвозят стройматериалы, готовят площадки для возведения искусственных сооружений — мостов, путепроводов.
III этап — Владимирская область
Этот участок трассы М-12 протяженностью 108 километров целиком пройдет по территории Владимирской области.
На участке построят транспортную развязку на пересечении М-12 с региональной дорогой 17К-2 Муром — М-7 «Волга».
Дополнительная развязка также появится на 193 километре трассы М-12 на пересечении с дорогой 17Н-7 Драчево — Бутылицы — Меленки во Владимирской области.
IV этап — Владимирская и Нижегородская области
Четвертый этап строительства охватывает 224-347 километры будущей автотрассы. Участок протяженностью 123 километра пройдет по территории Владимирской и Нижегородской областей.
Около 40 километров дороги М-12 пройдут по поймам рек Оки и Суры. Здесь необходимо обеспечить водоотвод от дорожного полотна.
В районе села Малое Окулово Нижегородской области, рядом с руслом реки Ока, сейчас идут археологические раскопки. На этой территории присутствуют поселения неолита, мезолита и эпохи бронзы. Уже найдены каменные орудия труда и оружие: наконечники стрел, копий, топоров, фрагменты лепных горшков, сделанных без гончарного круга с первобытным орнаментом. Артефакты датируются 5-6 тысячелетием до нашей эры. После обработки находки передадут в Нижегородский или Муромский музеи. Археологические находки не исключены и на других участках трассы.
На реке Ока на четвертом этапе возведут вантовый мост. Пока здесь действует паромная переправа. А на 300 километре М-12 в Нижегородской области построят транспортную развязку, чтобы автомобилисты могли съехать с дороги 22К-0036 Павлово — Сосновское — Лесуново — Мухтолово — Саконы.
V этап — Нижегородская область
Пятый этап строительства охватывает 347-454 километры будущей трассы М-12. Этот участок протяженностью 107 километров пройдет по территории Нижегородской области. На этом участке нужно пересечь реку Пьяна в Нижегородской области. Пока военные инженеры помогают соорудить понтонную переправу.
На пересечении М-12 с трассой Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саранск — Исса — Пенза — Саратов построят транспортную развязку.
VI этап — Нижегородская область и Республика Чувашия
Шестой этап строительства включает участок протяженностью 132 километра с 454 по 586 километр в Нижегородской области и Республике Чувашия.
На этом участке построят монолитный мост построят через реку Сура. Пока военные инженеры помогают соорудить понтонную переправу через реку для прохода строительной техники.
VII этап — Республики Чувашия и Татарстан
Седьмой этап строительства охватывает участок протяженностью 77 километров с 586 по 663 километр будущей автодороги в Чувашии и Татарстане.
На этом участке через реку Свияга перекинут новый шестипролетный мост. Это сооружение станет самым крупным на седьмом этапе. Пока для того, чтобы строительная техника могла проехать с одного на другой берег реки, военные инженеры монтируют понтонный мост.
Всего только на седьмом этапе трассы планируется возвести 35 искусственных сооружений — мосты через реки, ручьи, овраги, путепроводы через региональные дороги.
На пересечении М-12 с автодорогой А-151 Цивильск — Ульяновск построят транспортную развязку.
Дополнительную развязку также построят на 628 километре М-12 в Татарстане на пересечении с автодорогой 16К-0925 Большие Кайбицы — Камылово.
VIII этап — Республика Татарстан
Восьмой этап строительства включает участок в 66 километров с 663 по 729 километр в Республике Татарстан.
На этом участке трассы М-12 предстоит построить самый большой из трех уникальных мостов — мост через Волгу. Его протяженность составит более трех километров. Пока забивают сваи для временного моста в дно реки с баржи. Затем на подготовленную основу надвинут полотно постоянного моста.
Еще материалы
Карта коронавирусных ограничений в регионах России
Информация о вводимых и снимаемых ограничениях постоянно обновляется
Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране
И как заставить путешественника поставить городу не виртуальный, а реальный лайк
Новая трасса Москва — Казань: 8 важных фактов
Зачем строят?
Федеральная магистраль М‑7 «Волга» достигла предела развития: она перегружена, на ней много населенных пунктов и ее невозможно расширить там, где это надо. Попутно рассматривали и план капитальной реконструкции М‑7: с постройкой новых обходов вокруг всех значимых населенных пунктов, но это и нерационально, и очень дорого.
Новый автобан должен стать частью глобального транспортного коридора «Китай-Европа», соединяющего Шанхай и Гамбург.
По оценочным данным, около 70% мировой сети платных дорог расположено в КНР. С 1990 по 2018 гг. их протяженность увеличилась с 522 км до 132 638 км. Также в Китае действуют самые длинные платные дороги, такие как скоростная дорога Пекин — Гонконг — Макао (2300 км) или шоссе Пекин — Урумчи (2500 км). Стандартная ставка за проезд составляет 0,5–2 юаня за км (от 6 до 23 руб.). Операторами китайских платных дорог напрямую или через аффилированные структуры являются центральные или региональные власти.
Какой бюджет?
Окончательная стоимость дороги, которую поначалу обозначали в 464 миллиарда, выросла до 730 млрд рублей, из них половина — средства федерального бюджета. Фундамент финансирования — госбюджет. Недостающую часть вносят частные инвесторы. Они затем компенсируют свои вложения, собирая плату за проезд.
Бесплатное пользование дорогами получило распространение только тогда, когда государства создали достаточную налоговую базу для финансирования общественных благ, в том числе транспортной инфраструктуры. Но даже сейчас во многих странах расходы на дороги покрываются целевым образом, в частности, через налоги на топливо.
Кто строит?
Дорогу поделили на семь участков и объявили конкурс среди потенциальных подрядчиков. Их нашлось всего шесть (компания «Автобан» претендовала на два участка), и конкурс признали несостоявшимся ввиду отсутствия конкуренции.
Счетная палата уже нашла признаки «коррупционных нарушений» при выкупе земель и иные отклонения от постулатов Земельного кодекса. Нарушителям отправили предупреждения.
Когда поедем?
Первоначальный срок открытия дороги — 2027 год — премьер Михаил Мишустин неожиданно заменил 2024-м с формулировкой «необходимо ввести в эксплуатацию».
Работы уже начались — в первую очередь на самых важных участках около Москвы и в Татарстане.
С какой скоростью?
Трасса М‑12 — первой технической категории, ей положено не менее двух полос в каждом направлении и освещение по всем 794 км. Длину магистрали, возможно, скорректируют: не всем жителям хочется иметь перед окнами дома оживленное шоссе Шанхай — Гамбург.
Скоростной режим дороги — 130 км/ч. На некоторых отрезках, возможно, разрешат 150 км/ч. Возведут 350 искусственных сооружений, в том числе мост через Волгу длиной 3,32 км (ширина реки в этом месте около 2,5 км).
Как назовут М‑12?
ГК «Автодор» провела в соцсетях конкурс на лучшее название для новой дороги, получив свыше двухсот вариантов. Официального решения пока нет, но почти наверняка магистраль назовут «Евразия», тем более что в будущем ее планируют довести до Екатеринбурга.
Стоимость проезда?
В конце прошлого года глава «Автодора», отвечающего за постройку магистрали, заявил, что километр для рядовых автомобилистов на легковых машинах обойдется примерно в 2,5 рубля. А вся дистанция — в 1600 рублей, если никуда не съезжать. Цены для дальнобоя не озвучены — по опыту других платных дорог, они будут в разы выше.
В Европе платными могут быть как целые дороги, так и отдельные участки вроде мостов или туннелей.
Например, за проезд по соединяющему Данию с Швецией Эресуннскому мосту длиной 8 км с пассажирского автомобиля взимается €40 (3600 руб.).
Чтобы пересечь шестикилометровый туннель Большой Сен-Бернар между Италией и Швейцарией, владельцу легковушки нужно заплатить €27,8 (2500 руб.) в один конец и €44,6 (4000 руб.) за проезд «туда-обратно».
Дороже всего платные дороги обходятся жителям Швейцарии — $26,5 помимо обязательного ежегодного сбора за проезд (т. н. «виньетки»). Правда, в стране всего два участка с отдельной системой оплаты — это туннели под Альпами.
А самой дорогой платной дорогой в мире считается американская автострада Pennsylvania Turnpike. За проезд по шоссе длиной 580 км придется выложить $113 (8600 руб.).
Кому повезет?
Больше всего, по всей видимости, жителям Мурома: красивый древний город имеет все шансы стать еще более притягательным туристическим центром. Сейчас из Москвы до него часов пять езды (при благоприятном раскладе), а будет два с половиной — формат поездки выходного дня.
Обеспеченным москвичам станет удобнее ездить на дачу.
Путь от Москвы до Казани (и от Казани до Москвы) займет 6,5 часов вместо нынешних минимум 12.
Жителям Нижнего Новгорода (а это свыше 1,2 млн человек) обещают уменьшение транзитного трафика. Магистраль М‑12 пройдет примерно в 100 км к югу от Нижнего, так что и в направлении Москвы, и в направлении Казани нижегородцам, похоже, удобнее будет выезжать по старой М‑7.
Ожидаемый макроэкономический эффект от трассы М‑12 — 2,4 трлн рублей.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
Возможно, он так и останется проектом, но в 2019 году «Русская холдинговая компания» заявила о постройке другого автомобильного коридора «Китай-Европа». Из Москвы в Казань по нему не доедешь: вытекая из Казахстана, через Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую, Липецкую, Тамбовскую, Орловскую, Брянскую и Смоленскую области, он упирается в трассу М‑1 «Беларусь» около западной границы России.
Это участок (длиной около 2000 км) трансконтинентальной дороги под общим названием «Меридиан». Российская его часть тоже будет платной, но не федеральной, а частной автодорогой — такую концепцию одобрило тогдашнее правительство РФ. Зимой прозвучало сообщение, что стройка начнется в этом году. Проект планировали реализовать на частные средства. Но вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что, возможно, государство выделит часть требуемой суммы.
- Сколько платных дорог должно быть в России? Об этом — тут.
- Антискол «Стрелка» — герметичная защиту над ветровым стеклом автомобиля.
- При повышенных нагрузках тормозные колодки стираются раньше заявленного эксплуатационного срока, особенно на внедорожниках. Не забывайте проверять тормозную систему и своевременно заменять изношенные детали.
Новая платная трасса: известен маршрут скоростной дороги «Москва-Казань»
Госкомпания «Автодор» отправила график реализации проекта строительства автодороги на согласование в правительство РФ.
В России продолжает расти объём платных дорог: вводятся новые участки, строятся новые трассы. К числу последних стоит отнести скоростную магистраль, которая пройдёт от Москвы до Казани. Этот участок войдёт в состав федерального транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Его планируют построить к 2025 году.
Протяжённость участка от Москвы до Казани составит 729 км. Судя по документам Автодора, на которые ссылаются «Известия», платная трасса пройдет от столицы России через Владимир, Муром, Арзамас, Сергач (город в Нижегородской области), Канаш (в Чувашской республике) и Шали (в Татарстане). Расчётная скорость движения по дороге равна 120 км/ч.
Строительство трассы «Москва-Казань» потребует 539,6 млрд рублей. Из них больше половины средств поступит из федерального бюджета (323,1 млрд рублей), оставшуюся сумму – 216,5 млрд рублей – госкомпания должна найти у частных инвесторов.
Как Kolesa.ru сообщал ранее, трасса «Москва-Казань» будет соответствовать первой категории: 4 и более полос для движения (шириной 3,75 м), разделительная полоса и разноуровневые пересечения с другими дорогами. В итоге время, которое займёт путь на автомобиле между двумя городами, сократится с нынешних 12-ти до 6,5 ч.
Треть транспортного коридора «Европа – Западный Китай» будет запущена в эксплуатацию уже через пару лет. Дело в том, что он включает в себя участки ЦКАД и М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Работы на первых планируется завершить до конца 2021 года, а на второй – осенью текущего. Напомним, в состав маршрута также входят трасса М-5 «Урал» (на участках подъезда к Ульяновску и Оренбургу) и отрезок автодороги А-151.
По словам гендиректора Infranews Алексея Безбородова, платная дорога от Москвы до Казани нужна в качестве альтернативы бесплатной трассе М-7 «Волга». Он предположил, что госкомпания сумеет найти тех, кто захочет вложиться в проект, так как ожидается солидная загрузка новой магистрали. В Автодоре отметили, что инвесторы интересуются строительством новой трассы, однако, кто именно, не раскрыли.
Сколько будет стоить проезд по новой платной трассе, пока не сообщается. Напомним, в начале прошлого месяца была названа цена за проезд по платной трассе М-11. За путь от Москвы до Санкт-Петербурга по этой дороге водители будут платить по 2 тыс. рублей (это максимальная стоимость). Уточним, что речь идёт о плате для владельцев легковых автомобилей.
Летом 2019 года стартует строительство первой частной автодороги в России. Трасса «Меридиан» пройдёт от Шанхая (Китай) до Гамбурга (Германия). Этот путь соединит Китай, Казахстан, Беларусь, РФ и страны Европы. Протяжённость российского участка составляет почти 2 тыс. км.
Источники:
http://iz.ru/1190561/2021-07-08/postepennoe-otkrytie-trassy-m-12-moskva-kazan-nachnetsia-v-2022-godu
http://www.rbc.ru/business/10/09/2020/5f5995a69a79473c8ebbb6f2
http://rg.ru/2021/08/08/kak-budut-stroit-trassu-m-12-moskva-kazan.html
http://www.zr.ru/content/articles/928367-novaya-doroga-moskva-kazan-vse-podrobnosti/
http://www.kolesa.ru/news/novaya-platnaya-trassa-izvesten-marshrut-skorostnoj-dorogi-moskva-kazan