Крымский мост: все о стройке XXI века в Крыму
Как строили Крымский мост: Рекорды, «побег со стройки» и проклятия украинцев
Грандиозная стройка Крымского моста завершена, сегодня планируется открытие железнодорожной части с участием президента России Владимира Путина. Подводя итоги, Царьград вспоминает, как строился объект — мы говорим о рекордах, вспоминаем проклятия украинцев, в том числе свежие вариации. А также делимся рассказами самих строителей, которые вспоминают: ни один руководитель за все годы работы на объекте не отключал телефон, поскольку любое отключение расценивалось как «побег со стройки».
Рабочий городок на Таманском полуострове покинула последняя смена мостостроителей. Бой новогодних курантов они услышат вместе со своими семьями. «Работы выполнены в полном объёме», — заявил начальник административно-хозяйственного отдела мостоотряда №1 Дмитрий Шеремет. В понедельник, 23 декабря, железнодорожное движение по Крымскому мосту откроет президент России Владимир Путин.
Грандиозный финал
25 декабря первый пассажирский поезд должен пересечь Крымский мост. Выйдет состав из Санкт-Петербурга 23 декабря. Преодолев 2741 километр, он доставит пассажиров в Севастополь. На открытии железнодорожной части моста через Керченский пролив пообещал быть президент России Владимир Путин. А в мае 2018 года российский лидер, сидя за рулём «КамАЗа», открывал движение по автомобильной части Крымского моста.
О финале большой стройки вспоминают те, кто видел всё своими глазами в режиме нон-стоп — собственно, строители. Так, нижегородец Дмитрий Шеремет работал здесь с июля 2016 года. И на его смену и выпала укладка финальных рельсов.
«Все в хорошем настроении. Собираемся, едем. Работы выполнены в полном объёме», — отметил перед отъездом Дмитрий Шеремет.
В преддверии открытия здесь усилили меры безопасности. Досмотру подвергается каждый автомобиль, проезжающий через Крымский мост, а водителей и пассажиров пропускают через рамки металлодетекторов.
Когда строители сделали выводы о завершении строительства, объект приняла комиссия. До 24 декабря Крымский мост передадут на баланс ФГПУ «Крымская железная дорога». Пока же будут тестировать железнодорожную автоматику моста. Предстоит проверить 158 путевых ящиков и 500 км кабелей связи. Специалисты будут следить за движением поездов и в режиме реального времени корректировать интервалы движения составов и их скорость.
«Представьте себе хотя бы на минутку: в Крым идут украинские поезда»
Как известно, восприятие рядом украинцев Крымского моста — это отдельная история. Сначала пытались убедить себя, что объекта не существует. Когда это стало невозможным, придумали, что Крымский мост вот-вот развалится. А есть даже «мемуары» о Крымском мосте.
Так, бывший украинский нардеп Андрей Журавко восхитился видом Крымского моста, заснятого в ночное время. На записи запечатлено, как мост, подсвеченный в цвета российского триколора, загадочно сияет в тумане.
Это зрелище настолько впечатлило Журавко, что он буквально проклял год, когда на Украине произошёл госпереворот. В подписи к видео он написал, что проклинает и 2014 год, и «бандеровскую власть Украины — как вчерашнюю, так и сегодняшнюю».
По его словам, она разрушает, уничтожает и не оставляет на своём пути ничего. Впрочем, в отличие от многих своих сограждан, бывший украинский депутат новости о Крымском мосте воспринял с оптимизмом.
«Представьте себе хотя бы на минутку: в Крым идут украинские поезда. В Крым идёт днепровская вода с территории Украины. Украина вместе с Россией строит величайшие мосты, как этот красавец. Сколько бы вместе мы смогли сделать хорошего, доброго, полезного для наших народов», — предложил Журавко своим читателям.
Украинские пользователи Сети, активно комментирующие новости о Крымском мосте, на этот раз были молчаливы. Одни предположили, что те лишились дара речи от восхищения. Другие сочли, что комментаторы банально не нашли, к чему придраться.
Рекорды Крымского моста
Ясно, что технические характеристики делают Крымский мост уникальным объектом. Но интересно и мнение строителей, видевших работу изнутри. В комментариях прессе они рассказывают и о мужестве коллег, и о непредсказуемых решениях при реализации проекта.
Работа на «стройке века» велась круглосуточно. Даже в непогоду её не останавливали. Между тем метеостанции зафиксировали в Керченском проливе 10 тысяч часов шторма — это суммарное время, пережитое в плохих погодных условиях строителями. Иногда наполовину сделанную работу из-за штормов приходилось начинать заново.
«Ветра достигали 20 метров в секунду, чем были затруднены работы с грузоподъёмной техникой, это вносило свои корректировки», — рассказывает заместитель директора мостотряда №81 Константин Быханов, приехавший из Воронежа.
Гендиректор компании «СГМ-Мост» Александр Островский добавляет: чтобы обеспечить не только бесперебойную работу, но и лучшую проверку качества, все руководители также 24 часа в сутки были на связи. Они могли в любой момент подключиться к решению вопроса.
«Выключение телефона у руководителя любого ранга стройки было оценено как побег со стройки, — говорит Островский. — Поэтому никто не выключал телефоны в круглосуточном режиме».
Кстати, Островский признаётся, что в глубине души были сомнения, что «стройку века» по всем параметрам удастся завершить в рекордные сроки. Но. удалось. И всё благодаря высококвалифицированной команде и сплочённому многотысячному коллективу.
По данным инфоцентра, строительство моста обеспечивали 180 компаний со всей страны — среди них как известные строительные организации и профильные заводы, выпускающие металлоконструкции для мостов, так и предприятия среднего и малого бизнеса. На объекте трудилась команда из 15 тыс. инженеров и рабочих со всей России.
«Проект Крымского моста объединил молодых специалистов и профессионалов, закалённых БАМом, подготовкой инфраструктуры к саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи. Молодёжь переняла опыт, наработанный за десятилетия, влилась в коллективы, которые строят мосты более 70 лет», — отметили в инфоцентре.
Проект всей России. Кто и как строил Крымский мост
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении государственными наградами лиц, особо отличившихся при строительстве Крымского моста.
Звание Героя Труда Российской Федерации за особые трудовые заслуги в строительстве объекта присвоено монтажнику по монтажу стальных и железобетонных конструкций Коломенской территориальной фирмы «Мостоотряд-125» Николаю Зайкову, а также предпринимателю и общественному деятелю из Санкт-Петербурга Аркадию Ротенбергу.
Ордена и медали РФ получили ряд сотрудников организаций, участвовавших в строительстве моста в Крым.
Самый нужный мост
Планы строительства моста на полуостров существовали давно, однако по разным причинам они так и не были реализованы. После воссоединения Крыма с Россией потребность в создании транспортного перехода возросла многократно.
В январе 2015 года была детально проработана концепция будущего проекта. 17 февраля 2015 года Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог „Тамань“» Росавтодора (ФКУ «Упрдор „Тамань“») подписало государственный контракт с ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ». В апреле ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» заключило контракт на проектирование моста с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург».
На подготовительной стадии к реализации проекта были подключены саперы. В местах строительства в годы Великой Отечественной войны велись тяжелые бои, и военным спустя семь десятилетий приходилось уничтожать неразорвавшиеся мины и боеприпасы. Специалисты обезвредили свыше 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб.
Также к работам были подключены и археологи, для которых начало реализации проекта стало возможностью для проведения уникальных исследовательских работ.
Началу строительства предшествовало проведение мероприятий по защите редких представителей флоры и фауны Тамани и Крымского полуострова.
«Этот мост мы ждали десятилетия»
В 2015 году в Керчи и Тамани были построены автономные вахтовые городки, принимавшие на пике строительства до 10 000 человек.
В сентябре 2015 года был испытан и запущен в эксплуатацию первый из трех технологических мостов, необходимых для реализации проекта.
В феврале 2016 года началось строительство самого моста. В начале года начались работы по погружению свай в основание опор, а в апреле была сооружена первая опора.
Формирование свайных фундаментов продолжалось до августа 2017 года на автодорожной части и до июня 2018 года — на железнодорожной части моста.
Суммарно было погружено около 7 тысяч свай трех типов. На участках с наиболее сложной геологией длина свай достигала 105 м, что примерно равно высоте здания в 35 этажей. Под каждой опорой есть и вертикальные, и наклонные сваи, это повышает сейсмическую устойчивость конструкции.
Среди участников проекта были ветераны еще советских ударных строек.
«Я участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали и всегда думал, что после такого масштабного и значимого для страны проекта меня уже сложно будет чем-то удивить. Сам я из Симферополя, поэтому, когда узнал о начале строительства Крымского моста, не задумываясь подался сюда. Этот мост мы ждали десятилетия, и вот наконец он растет, и растет на моих глазах», — рассказал ТАСС монтажник Василий Кошин.
От Москвы до самых до окраин
18 марта 2016 года, в день второй годовщины воссоединения Крыма с Россией, стройплощадку впервые посетил Владимир Путин. Президент России совершил облет района возведения моста и подходов к нему на вертолете и встретился с рабочими на острове Тузла. «Наши с вами предшественники, как мы видим, понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию», — заявил президент. Всего глава государства трижды лично инспектировал строительство.
Символично, что первая опора моста была возведена 12 апреля 2016 года, в День космонавтики.
Перечислить всех, кто внес свой вклад в строительство, не представляется возможным. Только в первый год стройки в реализации проекта были задействованы более 180 крупных предприятий со всей России, а также несколько тысяч предприятий среднего и малого бизнеса, участвовавших в проекте опосредованно.
К строительству были привлечены и предприятия Крыма. Например, старейшее градообразующее предприятие Севастополя «Севморзавод» построило уникальные плавучие системы, благодаря которым к месту монтажа были доставлены арки Крымского моста.
«Это первый государственный заказ, который позволил нам на стартовом этапе возрождения верфи загрузить производственные мощности. Под этот проект мы увеличили штат на 200 человек. Постарались максимально привлечь опытные кадры, в том числе тех заводчан, кто работал еще в советское время, для того чтобы они могли передать молодежи опыт, знания и традиции Севастопольского морского завода», — говорил о своей работе директор филиала «Севморзавод» АО «ЦС „Звездочка“» Игорь Дрей.
Сами арки были созданы на заводе «Воронежстальмост». Для рабочих Черноземья этот заказ оказался уникальным в своем роде и, наверное, самым почетным.
Всего же предприятие «Воронежстальмост» произвело в общей сложности около 20 тысяч тонн продукции, предназначенной для Крымского моста.
Крымский мост в цифрах и фактах
Крымский мост в цифрах и фактах
«Мы стали семьей»: строители Крымского моста реализуют новые проекты
Перечислить всех, кто внес свой вклад, невозможно. «Крымский мост объединил нас. Мы стали семьей. 15 тысяч человек — в одном проливе. И от каждого — уважение и поддержка», — заметил однажды участник стройки, прораб по имени Андрей.
Без преувеличения, Крымский мост строила вся Россия. Май 2018 года и декабрь 2019 года, когда были введены в эксплуатацию соответственно автодорожная и железнодорожная части проекта, стали настоящими праздниками для страны.
Сегодня строители Крымского моста работают в семи регионах, реализуя новые проекты: от Москвы до Приморья.
На новых стройках применяются технологии, которые были разработаны для Крымского моста и успешно реализованы в Керченском проливе.
«Радует, что команда востребована и трудится на новых объектах. В мостоотрядах много молодых строителей. Они работали на Крымском мосту вместе с бамовцами и переняли уникальный опыт. Это помогает им сейчас самостоятельно решать непростые технологические задачи в разных регионах страны», — рассказал генеральный директор компании «СГМ-Мост» Александр Островский.
Строители из Тюмени собирали автодорожные пролеты Крымского моста на острове Тузла и надвигали их над водой домкратами. Сейчас по этой технологии работают на Дальнем Востоке: соединяют берега реки Артемовки. Мост и примыкающая к нему эстакада общей длиной более 1,5 км станут частью новой трассы.
Мостоотряд из Ярославля переехал с берега Керченского пролива на юг Москвы, где принял участие в строительстве моста через Кожуховский затон длиной почти 800 м. Сваи были погружены на глубину до 40 м сквозь илистый грунт по технологии, которую применяли на Крымском мосту. Сейчас строители возводят еще один автомобильный мост через старое русло Москвы-реки — через затон Новинки. Он свяжет территорию бывшего завода им. Лихачева с проспектом Андропова.
Мостостроители из Нижнего Новгорода вели сборку арок Крымского моста и возводили мощные опоры для них. Эти бригады уехали со стройки века последними. Сейчас они ведут подготовку к строительству моста через Волгу. Переход длиной около 4 км в Самарской области станет частью транспортного коридора Европа — Западный Китай. На этом объекте также будет трудиться мостоотряд из Кирова, который погрузил финальную сваю моста через Керченский пролив.
В списках награжденных, конечно, нет всех имен строителей. Так уж повелось, что награды достаются лишь части трудившихся. Но эти медали и ордена в их лице получают все, кто сделал Крымский мост реальностью.
Все самое интересное о строительстве Крымского моста – цифры, факты, фото
Крымский мост
Крымский мост — это не только самый длинный мост, построенный в России, но и одна из самых «народных» и стратегически важных транспортных артерий страны. Вопрос о необходимости сооружения остро встал после присоединения Крыма к территории Российской Федерации. Несмотря на давление со стороны многих государств и определенные проблемы, связанные с природными условиями, в мае 2018 года официально открыли автомобильную часть моста, а в декабре 2019 года — железнодорожную.
Историческая справка
В 1068 году князь тмутараканский Глеб Святославович впервые измерил расстояние от Тамани до Керчи, сделав это довольно оригинальным способом — он прошел его пешком по льду. В пересчете на современные меры длины получилось около 30 км. Свой поход князь увековечил надписью на мраморном камне, который до сих пор хранится в Государственном Эрмитаже. Однако о строительстве моста в то время речь не шла.
Лишь много столетий спустя, в 1903 году Николай II предпринял попытку соединить Керчь и Тамань. К проектированию моста приступил известный инженер В. Д. Менделеев, но Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года поставили точку в этих начинаниях.
К вопросу строительства Керченского моста вернулся Сталин в 1930-х годах. Был разработан проект грандиозного сооружения, однако на этот раз уже Вторая мировая война не дала возможность его реализовать.
Первый мост через Керченский пролив
Удивительно, но первый мост через Керченский пролив стал строить Гитлер, который со своими войсками оккупировал эту территорию в 1943 году. Работа велась довольно активно. Для начала берега соединили канатной дорогой, по которой завозили в Керчь необходимые материалы. Целью стало строительство железнодорожного полотна. Планы завоевателя нарушили советские войска, освободившие в 1944 году оккупированную территорию.
При отступлении немцы взорвали канатную дорогу, поэтому советским инженерам пришлось начать работы с ее восстановления. После этого был разработан проект капитального моста в Крым. Основные характеристики сооружения:
- 115 пролетов длиной 27 м каждый;
- наличие поворотного устройства, пропускающего даже габаритные суда;
- протяженность — 4,5 км.
Интересный факт! Условия, в которых возводился мост, требовало выполнения работ в короткие сроки. В результате было принято решение строить «облегченный» вариант, который со временем бы укрепили.
Это решение привело к катастрофе, унесшей множество человеческих жизней. В 1945 году лед в Керченском проливе тронулся и повредил опоры конструкции. Попытки различными способами разрушить огромные льдины ни к чему не привели. В результате в воду рухнуло 50 пролетов моста.
После этих печальных событий вопрос о строительстве новой переправы поднимался неоднократно. Разрабатывались проекты, между Украиной и Россией велись соответствующие переговоры, которые не увенчались успехом. А в 2014 году в результате референдума Крым стал частью России.
Строительство Крымского моста
На следующий день после присоединения Крыма к России В. В. Путин поставил задачу построить надежный мост через Керченский пролив. Официальным заказчиком стал Росавтодор, а генеральным подрядчиком — ООО «Стройгазмонтаж».
Выбор проекта
Всего было рассмотрено около 70 проектов Крымского моста. Окончательный выбор стоял между четырьмя вариантами, три из которых предполагали сооружение переправы от косы Чушка, а один — через Тузлинскую косу.
Именно последний проект был признан самым рациональным. Он предполагал меньшие энергозатраты, оптимальный обход тектонических разломов и сохранение действующей морской переправы в работоспособном состоянии.
Также были рассмотрены следующие конструкции Крымского моста:
- двухъярусный мост;
- два мостовых перехода с частичной прокладкой по Тузлинской косе;
- параллельные мосты по насыпи;
- параллельные мосты на опорах.
Предпочтение было отдано последнему варианту, так как Тузлинская коса находится в непрерывном движении. В таких условиях возведенный на насыпи мост в Крым был бы небезопасным.
Выбранный проект предусматривал наличие судоходных арок. Подмостовой габарит этого пролета должен был обеспечить беспрепятственный проход по акватории судов любого размера. В результате ширина судового хода составила 185 м, а высота подмостового габарита — 35 м.
Исследование и подготовка территории
Началу строительства предшествовал огромный объем проектировочных, научно-изыскательных и археологических работ.
В феврале 2014 года на территории строительства было проведено археологическое исследование, поиск воинских захоронений и взрывоопасных предметов. К работе над проектом были привлечены эксперты из разных научных областей, специалисты ведущих строительных организаций.
Интересный факт! В строительстве Крымского моста принимало участие 180 организаций со всей страны.
Масштабные исследования были необходимы, чтобы при возведении моста обойти участки с высокой сейсмической активностью, грязевыми вулканами, неоднородным грунтом морского дна и тектоническими разломами. Важно было не нарушить действующую инфраструктуру и не затронуть исторические объекты.
Во время исследования территории, а это 56 гектаров, археологи нашли около 1 миллиона артефактов. Примерно 100 тысяч из них имеют важное научное значение и передано в музеи Тамани и Керчи. Одни из самых интересных находок:
- скелет кита возрастом около 10 миллионов лет;
- терракотовая голова древнегреческой скульптуры;
- керамические сосуды V-III века до н. э.
Взрывоопасные объекты, среди которых были и фугасные авиабомбы, вывозили на специальные полигоны и уничтожали.
Также велись работы по сохранению флоры и фауны. Краснокнижные растения и некоторые представители животного мира были переселены на специальные компенсационные участки. При этом экологический мониторинг на суше и в акватории проводился на всех этапах строительства Крымского моста.
Создание инфраструктуры
Возведение Крымского моста через Керченский пролив началось с подготовки рабочих площадок и создания условий для трудовых коллективов.
Для укрупнительной сборки отдельных частей конструкции обустроили производственные площадки, для доставки техники и строительных материалов в акватории возвели три рабочих моста. На суше этим целям служила технологическая дорога длиной 50 км.
На берегах Керчи и Тамани сформировали так называемые бетонные узлы. С помощью мобильных установок там шло производство бетона, цементобетона, асфальта.
Для работников были построены автономные вахтовые городки, в которых было все для комфортного проживания. Это прачечные, столовые, пункты медицинской помощи. Городки могли вместить до 10 000 человек одновременно.
Ход строительных работ
Подготовку всей необходимой инфраструктуры завершили к концу 2015 года. В марте 2016 года установили первые свайные фундаменты опор на суше, а в мае — в акватории пролива. Работы велись сразу на нескольких участках, протяженность которых составила около 10 км.
Знаковые даты в строительстве Керченского моста:
- июнь 2016 г — монтаж первых пролетов;
- июнь-июль 2017 г — сборка железно- и автодорожной арок;
- август 2017 г — установка железнодорожной арки и проход под ней первого судна;
- октябрь 2017 г — установка автодорожной арки;
- апрель-май 2018 г — установка ограждений, укладка асфальта на автодорожной части моста и открытие движения по ней с обоих берегов;
- июль 2019 г — завершение укладки рельс на всей длине железнодорожного моста;
- октябрь 2019 г — тестирование архитектурной подсветки;
- 23 декабря 2019 г — открытие В. В. Путиным движения по железнодорожной части моста.
Проект транспортного перехода предусматривал не только возведение опор и укладку пролетов, но и формирование соответствующей инфраструктуры на обоих берегах пролива.
На различных этапах строительства Крымский мост проходил приемочные обследования, на основании которых и был впоследствии официально введен в эксплуатацию.
Сложности в процессе работы и происшествия
Возведение Керченского моста было сопряжено со множеством трудностей, связанных с природными, геологическими условиями. Их разрешение требовало использования самых современных и сложных инженерных решений.
Помимо неплотных илистых грунтов пришлось учитывать агрессивное воздействие соленой воды, постоянные волнения моря, возможность ледохода. Для Керченского пролива характерны сильные ветры и штормы в период с октября по апрель. Также этот район отличается высокой сейсмикой.
Интересный факт! За период строительства метеостанциями было зафиксировано 10 тысяч часов штормового ветра.
Во время возведения моста в Крым не обошлось и без нескольких происшествий. Так, в 2018 году часть одного из пролетов упала в мелководную часть пролива. Причиной назвали неисправность одного из домкратов. Извлеченный пролет заменили на новый.
В сентябре этого же года шторм сорвал с якоря плавучий кран. Ветром его прибило к одной из опор. Никто не пострадал, но пришлось восстанавливать небольшой участок дорожного ограждения и мачту освещения.
В 2019 году обрушился тоннель на подходе к транспортной переправе со стороны Керчи. В завалах оказалось двое рабочих, один из которых погиб.
Крымский мост в цифрах
С начала строительства к Крымскому мосту приковано огромное внимание, как рядовых граждан, так и органов власти Российской Федерации, СМИ. Новую транспортную переправу называют стройкой века, главной трудовой победой и народным мостом.
Несколько цифр для того, чтобы понять, насколько эти эпитеты оправданы:
- общая протяженность — 19 км, при этом железнодорожное полотно
- занимает 18,1 км, автодорожное — 16,9 км;
- пропускная способность Керченского моста — 40 000 автомобилей в сутки;
- 6 полос для движения транспорта — автодорога на 4 полосы и двухпутная железная дорога;
- стоимость проекта оценивают почти в 228 миллиардов рублей;
- конструкцию поддерживают 595 опор;
- для укладки дорожного полотна потребовалось 688 000 кв. м асфальта;
- средняя длина пролетов составляет 55-63 м, а общий вес — 260 000 тонн;
- в самые пиковые моменты строительства на объекте работало 15 000 человек;
- 7000 свай вбиты на глубину 12-105 м;
- только на арках закручено 490 тонн болтов;
- 5 миллионов машин проехало по мосту в течение года после его открытия;
- проектная документация по сооружению заняла 570 томов;
- 70 лет было самому пожилому рабочему на стройке.
Проектировщики утверждают, что в течение 100 лет Крымскому мосту не потребуется ремонт, он выдержит сейсмическую активность в 9 баллов.
Строительство моста через Керченский пролив имеет не только важное историческое значение. Оно поставило точку в интеграции Крыма в состав России, облегчило их транспортное сообщение. Благодаря новым путям сообщения, увеличился поток туристов в Крым, повысилась инвестиционная привлекательность региона, появились новые перспективы развития.
Туристы, которым предстоит путешествовать в Крым на автотранспорте или поезде, пополнят свою копилку впечатлений от незабываемых видов на водную гладь пролива, роскошных закатов и масштабов самого протяженного моста в России.
Видео: стройка века за 3 минуты
Крымский мост. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2018 года президент России Владимир Путин принял участие в церемонии открытия автодорожной части Крымского моста. Глава государства ознакомился с готовностью Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб к работе транспортного перехода. Движение автомобилей по мосту запустят 16 мая.
Крымский мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край). Он обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Пешеходные зоны и велодорожки не предусмотрены.
История
Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря. Вместо мостового перехода 22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт «Кавказ» — порт «Крым»).
С конца 1990-х годов идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. В феврале 2014 года, после насильственной смены власти на Украине, переговоры были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью РФ, оставалась Керченская паромная переправа.
19 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить через пролив мост в двух вариантах — автомобильном и железнодорожном. Из нескольких предложенных проектов самым оптимальным был признан тот, что предусматривал строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее — от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В августе 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил проектную документацию по возведению мостового перехода с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.
Исполнители проекта
Заказчиком проекта стало федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства РФ. В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО «Стройгазмонтаж» (входит в группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга). Управление проектом строительства моста осуществляет ООО «Стройгазмонтаж-Мост».
В возведении моста задействовано почти 220 российских предприятий, строительство ведут более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.
Основные технические характеристики
- Общая длина моста — 19 км (станет самым протяженным в России);
- четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
- разрешенная скорость по трассе для автомобилей — 90 км/ч;
- два железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки;
- разрешенная скорость движения пассажирских поездов — 90 км/ч, грузовых — 80 км/ч;
- пропускная способность — 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год;
- для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м.
Проект транспортного перехода также включает строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива. Строится более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.
Железнодорожные подходы к мосту со стороны Краснодарского края и Крыма — это дороги протяженностью 40 и 17,5 км. Они будут введены в эксплуатацию в 2019 году, одновременно с железнодорожной частью перехода.
Финансирование
Стоимость государственного контракта на проектирование и строительство моста (затраты подрядчика ООО «Стройгазмонтаж») была утверждена в размере 223 млрд 143 млн рублей в ценах соответствующих лет. Общая стоимость строительства составит 227,922 млрд рублей. Работы ведутся только за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года».
Название моста
До конца 2017 года транспортный переход через Керченский пролив не имел официального названия. Вопрос о наименовании будущего моста был задан президенту РФ Владимиру Путину на большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года. В ответ глава государства предложил узнать мнение россиян путем опроса.
16 ноября 2017 года на сайте назовимост.рф стартовало голосование, в ходе которого пользователям предлагалось выбрать название для моста. На рассмотрение были внесены пять самых популярных вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, мост Дружбы и мост Воссоединения. Участники голосования также могли предложить свой вариант наименования.
17 декабря 2017 года 64% проголосовавших выбрали в качестве официального названия транспортного перехода через Керченский пролив вариант «Крымский мост».
Этапы строительства
К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) — навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла — ввели в эксплуатацию летом 2016 года. 18 марта того же года стройку впервые посетил президент РФ Владимир Путин.
10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая — на морских участках.
В середине июня 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста (вес — около 6 тыс. т, состоит из более 400 крупных элементов). Железнодорожный пролет представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Установка арки началась 27 августа 2017 года. К транспортному переходу ее доставила специальная плавучая система, затем начался подъем конструкции на фарватерные опоры. 29 августа железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту. Морская операция по транспортировке и подъему арки стала уникальной для российского мостостроения. По данным информцентра строительства, арочные пролеты с такими габаритами еще не устанавливали в морских условиях.
В конце июля 2017 года на керченском берегу завершили сборку автодорожной части моста (вес — около 5,5 тыс. т, состоит из почти 200 крупных элементов). Арочные пролетные строения — самые габаритные элементы Крымского моста, протяженность каждого — 227 м, высота свода в высшей точке — 45 м. 11 октября 2017 года началась операция по транспортировке автодорожной арки. 12 октября арочный пролет подняли на фарватерные опоры и закрепили. После установки он обеспечил беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 м и высотой 35 м от уровня моря.
- В Керчи открыли движение по путепроводу к Крымскому мосту
- Опубликована схема движения автомобилей на подъезде к Крымскому мосту
- Первый тестовый проезд беспилотного автомобиля прошел на подходе к Крымскому мосту
2 февраля 2017 года началось строительство пролетов между морскими опорами перехода. К началу 2018 года были установлены практически все сваи под автомобильную и железнодорожную части будущего моста — более 6,5 тыс. штук. На некоторых участках глубина их погружения достигла 105 м, что соответствует высоте 35-этажного дома. Собрано более 130 тыс. из почти 250 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений.
К концу апреля 2018 года строители полностью завершили укладку асфальтобетонного покрытия на автодорожной части транспортного перехода, выполнили статические и динамические испытания этой части моста. В начале мая заказчик строительства — Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» — принял автодорожную часть Крымского моста для завершения подготовки к открытию движения.
Открытие движения по мосту
Открытие рабочего движения автомобилей по мосту планировалось в декабре 2018 года, начало временной эксплуатации железнодорожной линии — в декабре 2019 года.
По ряду направлений работы велись с опережением графика. 14 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин, побывавший на строительстве, не исключил, что движение автомобилей будет открыто раньше запланированного срока. Тогда же руководитель компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг сообщил, что строители будут готовы сдать автомобильную часть объекта после 9 мая 2018 года.
Министерство транспорта РФ рассматривает поэтапную схему организации движения по автомобильной части перехода через Керченский пролив. На первом этапе — в мае 2018 года — проезд будет открыт для легкового транспорта и пассажирских автобусов. Начало регулярного движения грузового транспорта запланировано на конец 2018 года.
По данным информационного центра «Крымский мост», движение для автомобилистов будет открыто 16 мая в 05:30 мск одновременно с двух берегов Керченского пролива. При этом въезд на автоподходы к мосту со стороны Таманского и Керченского полуостровов откроют за час до официального запуска движения. Со стороны Краснодарского края к мосту ведет федеральная трасса А-290 до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове, далее 40 км по автоподходу к мосту. Со стороны Крыма движение начинается от развязки на существующей трассе Симферополь — Керчь и далее 8,6 км до транспортного перехода.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
- Газ на Алтае
- Налоги для физических лиц
- FITamic
- FM-Продакшн
- Все проекты
- Правила поведения на сайте
- Рубрики
- Алтай
- Барнаул
- Коронавирус сегодня
- Бийск
- Рубцовск
- Республика Алтай
- Политика
- Экономика
- Правила жизни Искателей
- Общество
- Недвижимость
- Происшествия
- Мобильный репортер
- Экология
- Здоровье
- Авто
- Инфографика
- Культура
- Туризм
- Спорт
- Наука
- Только о хорошем
- Тесты и игры
- Люди говорят
- Образование
- Кухня
- Дача
- Только на amic.ru
- Подкасты
- Вакансии
- А это вообще законно?!
- AmicМилосердие
- Марафон победы
Прямой эфир
Крымский мост: все, что надо знать об одной из крупнейших переправ в России
Утром 16 мая, в среду, по крымскому мосту должно начаться движение автомобилей. А официальное открытие переправы пройдет 15 мая. Участие в торжественной церемонии примет президент России Владимир Путин. Рассказываем, что надо знать о масштабной стройке века.
Крымский мост — самый длинный в России. Его протяженность составляет 19 км. Из них 11,5 пройдет по суше, 7,5 км — над морем. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.
До открытия этой переправы самым длинным считался Президентский мост через Волгу в Ульяновске. Его длина около 13 км.
По сути, это не один мост, а два: автомобильный и железнодорожный. Трасса будет состоять из четырех полос. Расчетная скорость движения на дороге — до 120 км/ч. Пропускная способность этой трассы – до 40 тыс. автомобилей в сутки. Это в четыре раза больше, чем обеспечивает сегодня паромная переправа на самом пике своих возможностей.
Поезда смогут перевозить 14 млн пассажиров в год. Расчетная скорость движения пассажирских поездов – 120 км/ч, грузовых – 80 км/ч.
Стоимость проекта — 228,3 млрд рублей. Заказчиком выступил Росавтодор.
Мост построили за три года. А с момента, когда президент поставил перед Минтранспорта такую задачу, до сдачи объекта прошло всего четыре года.
В январе 2015 года была детально проработана концепция транспортного перехода. После этого российское правительство издало распоряжение об определении единственного подрядчика для проектирования и строительства моста.
Самой сложной частью считается установка арочных пролетов. Строители делали это с моря. У них было всего 72 часа погодного окна на закрепление каждой арки.
Крымский мост не помешает судоходству в Керченском проливе. Предусмотрены арочные пролеты длиной 227 метров и высотой над зеркалом воды 35 метров.
В принципе, район строительства переправы отличается сложными природными условиями. Трудности создавали климатические условия, сейсмическая активность, илистое дно.
Перед тем как приступить к строительству, пришлось поработать саперам. Они обследовали 660 гектаров суши и акватории Керченского пролива. В результате проверки было обнаружено более 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб времен Великой Отечественной войны. Все снаряды утилизировали на полигоне.
Чтобы строительство моста не навредило экологии, в безопасное место было пересажено 2990 растений и 117 животных из Красной книги.
А археологи в ходе раскопок обнаружили более трех тысяч предметов времен Античности, Средневековья и Бронзового века. Находки после обработки и изучения отправляются на хранение в российские музейные фонды. Часть уже передана в Таманский музейный комплекс и Историко-археологический музей Керчи.
Источники:
http://tsargrad.tv/news/kak-stroili-krymskij-most-rekordy-pobeg-so-strojki-i-prokljatija-ukraincev_231665
http://aif.ru/society/people/proekt_vsey_rossii_kto_i_kak_stroil_krymskiy_most
http://architectureguru.ru/the-most-interesting-things-about-the-construction-of-the-crimean-bridge/
http://tass.ru/info/5200479
http://www.amic.ru/voprosdnya/414132/