0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как приучить ребенка помогать по дому

Содержание

5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребёнка помогать по дому. И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

С четырёх до шести лет

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Полезные рекомендации

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Дети и помощь по дому: напоминать, заставлять, платить?

Как приучить ребенка к домашнему труду

Евгения Пайсон психолог, редактор

  • Помощь ребенка по дому: зачем?
  • Что и как поручить ребенку
  • Надо напоминать. А платить?

Тема помощи детей по хозяйству регулярно обсуждается на родительских форумах. Мнения самые разные: от «Пусть лучше учится, еще в жизни наубирается» до «Меня в детстве приучали, и я буду приучать». Для тех, кто еще не решил для себя окончательно, нужны ли ребенку постоянные домашние обязанности и надо ли платить ему за хозяйственные дела, — советы психолога.

«Как не превратить приобщение детей к хозяйственным домашним делам в бесконечное противоборство с родителями? Как сделать это органично?»

Помощь ребенка по дому: зачем?

Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы ребенок мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной?

Приучение ради приучения или ради каких-то отдаленных перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать «белое от коричневого», лишь бы чем-нибудь занять.

Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, это будет лишь имитацией работы, а дети это отлично чувствуют. Но если попросить ребенка собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

Родители, прежде чем давать ребенку задание, должны продумать, какое ему можно поручить дело, чтобы это не стало просто игрой. Конечно, игра сама по себе — это очень хорошо, но не стоит смешивать ее с реальной помощью. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии, для него это игра, зато расставить чистые тарелки в шкафу, разложить по ячейкам вилки и ложки — реальная помощь. Важное отличие игры от настоящей помощи: за помощь благодарят, за игру — нет.

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!». Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника. Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него. А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими. Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей. Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Надо напоминать. А платить?

Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят, что чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим. Не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Не бойтесь напоминать, иногда можно даже взять ребенка за руку и повести за собой. Не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если детей почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у них в привычку и напоминать им об этом больше не придется. Если ребенок в принципе не склонен к ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям.

Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги?

Мне кажется, определить, за какую работу стоит платить, очень просто. Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, за мойку машины или заполнение документов на компьютере, — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена хорошо — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме же не платят за ужин — и сыну не платят за вынесенное ведро.

Хотелось бы подчеркнуть одну мысль: работа ни в коем случае не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение. Вряд ли ребенок, которого в детстве заставляли стирать носки, если он забывал обуть тапочки, проникнется когда-нибудь любовью к этому занятию. Наказание по определению трудно и неприятно. Тем более что наказание — это всегда требование, а не просьба.

Читать еще:  Крымский мост: все о стройке XXI века в Крыму

Статья предоставлена издательством «Никея»

Мамины помощники: как приучить ребенка помогать по дому

«Я сам!», – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2-3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родителей – постепенно научить ребёнка не только элементарному обслуживанию себя, но и выполнению работы по дому – тому, что пригодится во взрослой жизни.

Сейчас многие дети уже с дошкольного возраста загружены развивающими занятиями. А с началом учёбы в школе нагрузка возрастает многократно. Возникает вопрос: должен ли крошка помогать маме с папой? У родителей может возникнуть желание оградить ребёнка от любой, даже самой простой домашней работы – ведь он так много занимается! Но ведь помимо усвоения учебного материала, нужно развивать и другие навыки, которые нужны всем людям.

Когда у ребёнка появляются обязанности?

Самые первые обязанности – это обслуживание себя: умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться все делать за ребёнка. Пусть даже поначалу он будет делать все медленно, проявите терпение – ведь каждый освоенный навык помогает развитию ребёнка, как умственному, так и социальному.

Когда у малыша появляется свое личное пространство в доме – уголок для игр и занятий, книжная полка и ящик с игрушками, а затем и своя комната – вполне естественно начать прививать ему умение поддерживать порядок в своих вещах.

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Ребёнку обязательно нужно объяснить, почему дети должны помогать по дому. Домашние дела учат брать ответственность за свои дела и поступки. Помогают заботиться обо всей семье, быть причастным к общим делам. Учат ценить труд, становится более собранным и подготовленным к жизни. Существует несколько подходов к этому вопросу. Некоторые родители взваливают заботу обо всех домашних хлопотах на себя, считая, что работа по дому ломает детство у детей. Однако такой подход лишь вредит ребёнку.

Как приучить ребёнка помогать?

Нельзя заставить ребёнка работать по хозяйству. Но можно мотивировать. Наилучшим решением будет начинать привлекать детей к домашним делам еще с детства. В этот золотой период малышу самому интересно познавать мир и пытаться копировать действия родителей. Есть масса дел по дому, которые подвластны любопытному карапузу, например, месить тесто, мыть фрукты или спасать комнату от нападения плюшевых оккупантов. Важно начинать это делать вместе, вовлекать его в игровой форме. С течением времени навыки будут увеличиваться, и вот вы уже вместе делаете суп или чините водопровод.

Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь. Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

сформируется негативное отношение ко всем домашним хлопотам. И с этого момента никакой добровольной помощи уже ждать не придется.

Правила для малышей

Что делать с детьми, которые совсем маленькие? Чтобы поддерживать порядок, проще всего использовать большой пластиковый ящик или корзину. Расставлять игрушки по полкам шкафа долго, а в закрытом ящике их не видно, и комната сразу приобретает аккуратный вид. Для больших конструкторов есть специальные коврики, на которых удобно играть, а после они затягиваются с помощью шнура, как мешок, и все детали остаются внутри. Задача родителей – напоминать ребёнку, что после окончания игры нужно убрать игрушки, и подчеркнуть важность того, что помогать родителям – это здорово.

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или её игрушками и книжками. Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребёнок должен нести ответственность за то, что ему поручили. То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно. Начиная с первого класса, ребёнок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10-11 лет ребёнку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребёнка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в Золушку, а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

Подростков стоит научить и показать на практике:

  • как снимать показания со счётчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребёнка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Если дети не хотят помогать по дому, нужно исправлять ситуацию. Родители должны знать, что делать, если дети не помогают по дому. Первым делом нужно определить, с чем именно связан отказ в помощи, на чем именно основывается. Возможно, есть какие-либо веские причины, из-за которых ему сложно, непонятно или неприятно в текущий момент заниматься этим. Спросите о том, как он смотрит на то, чтобы помочь, есть ли у него какое-то решение по этому вопросу, есть ли какой-то план. Во-вторых, нужно в хорошем, дружелюбном тоне начинать увеличивать его сферу деятельности: давать поручения, определить спектр его посильной помощи, но в то же время предоставлять ребёнку определённую степень свободы. Это не возникнет моментально, но шаг за шагом, начиная с обслуживания себя по некоторым вопросам. Важно не переборщить, именно здесь кроется тонкая грань создания внутренней свободы или же несвободы личности. Нельзя заставлять делать слишком много, тогда работа по дому для него сравнится с «каторгой» и ни к чему хорошему не приведёт. Главное, это не сделать из ребёнка социального работника, а создать здоровую, полную любви атмосферу в семье.

Советы родителям, как воспитать помощников

Есть несколько советов, как детей приучить помогать дома.

  • Дети будут участвовать в помощи по дому легко и непринуждённо, если начинать приучать его к быту в игровой форме с детства.
  • На начальных этапах делайте всё вместе с ним.
  • Детям необходимо чувствовать, что помощь ценна, важна для родителей. Скажите ему об этом!
  • Приучайте к полезным для всей семьи занятиям, например, поливка цветов или уборка пыли, а не только на него одного (прибрать комнату).
  • Не следует вознаграждать помощника деньгами. В таком случае ребёнок будет думать только о материальной выгоде, а не о самой помощи.

«Не хочу, не буду!»: 8 способов, как приучить ребенка помогать по дому

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за. ». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Читать еще:  Как составить инвестиционный план

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Как воспитать ребенка-помощника родителям

Почему одни дети охотно берутся за домашние дела, повторяя за взрослыми, а других невозможно ни заставить, ни уговорить?

Зачастую дело не в характере младших членов семьи, а в подходе родителей к этому вопросу.

Узнайте, должны ли дети помогать родителям по дому, как научить ребенка справляться с бытовыми обязанностями и как правильно замотивировать малыша.

Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому?

Заставлять – нет, приучать – да. Детям свойственно поступать от противного, если ребенка принуждают к чему-либо, у него тут же появляется стойкая антипатия к этому виду деятельности.

Ребенку кажется, что его эксплуатируют или наказывают, заставляя отложить в сторону игры и заняться уборкой.

Но привлекать детей с малых лет к работе по дому нужно обязательно:

  • Во-первых, это отличная возможность сделать что-то вместе, ведь у мамы зачастую не хватает времени просто посидеть и поиграть с малышом.
  • Во-вторых, ребенок должен учиться выполнять работу по дому, ведь эти навыки развиваются только на практике.

Когда чадо подрастет, будет учиться и жить в общежитии без родителей или женится/выйдет замуж, окажется, что человек совершенно не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе и своем жилище.

Еще один момент – родительская похвала за успешно выполненное дело и оказанную помощь повышает самооценку ребенка.

Малыш чувствует свою значимость, сам видит результат своего труда и получает одобрение со стороны авторитетных взрослых.

Как приучить детей помогать?

Первое, что стоит осознать родителям – не запрещайте крохе копировать действия взрослых, пусть даже неосознанно.

Когда делаете что-то по дому, а малыш за вами наблюдает, комментируйте свои действия, предлагайте ребенку попробовать повторить за вами или хотя бы дайте подержать швабру. Тут же хвалите за старания и желание помочь.

Следующий этап – уборка в игровой форме. Пусть девочка в роли мамы научит свою куклу-дочку подметать или поливать цветы.

На кухне можно играть в ресторан, а запуск стиральной машины сравнить со стартом космического корабля. Малышам очень нравятся игры по ролям, пусть девочка будет феей, а мальчик – супер-героем или чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает беспорядок в идеальную чистоту.

Некоторым деткам нравится соревновательный момент. Кто быстрее почистит отварные яйца – мама или малыш? Кто за минуту развесит больше предметов одежды на веревке для белья? А, может, попробовать с завязанными глазами?

Если ребенок достаточно спокойный и может внимательно слушать истории, сопровождайте уборку рассказами о вредных микробах, а приготовление еды – информацией об ингредиентах (молоко дает корова, овощи растут на грядке и т.д.).

Если у родителей богатая фантазия, можно на ходу придумывать сказки с отважным утюгом или веселой кастрюлькой в главной роли. Следите, чтобы ребенок не просто слушал с открытым ртом, а параллельно выполнял порученное ему задание.

Обязательно хвалите детей, даже если они справились с заданием «на троечку». Важно поддержать стремление помочь родителям, а также сделать что-то самостоятельно. Всегда подводите итоги, «оценивайте» результат, дети должны видеть, ради чего они старались. Дать ребенку задание протереть и без того чистую мебель – плохая идея.

Если малыш отказывается что-то делать, возможно, он просто боится не справиться. Ваша задача – убедить его в обратном.

Если речь идет о школьнике, то его опасения могут быть вполне оправданными. Заверьте ребенка, что в случае неудачи вы не будете его ругать и ничего страшного не случиться.

Как привлечь к помощи по дому подростков?

Переходный возраст ребенка – это всегда стресс для родителей, чадо хочет казаться взрослым и самостоятельным (вы не можете мной командовать!), просьбы помочь по дому воспринимаются как нечто крайне обременяющее.

Старайтесь избегать фраз вроде «Чтобы к моему приходу все было убрано!». Ребенку покажется, что вы просто перекладываете на него все свои обязанности, эксплуатируете.

Занимайтесь домашними делами вместе, параллельно общаясь. С маленькими детьми родители проводят много времени, играют, гуляют.

В подростковом возрасте у детей уже другие интересы, они больше времени проводят с друзьями. Пусть домашние дела станут тем, что будет регулярно объединять семью.

Не бойтесь попросить у подростка совета (как ты думаешь – чем можно отстирать это пятно?). Так вы покажете детям, что признаете их «взрослость», а не пытаетесь ее ограничить и подчеркнуть собственный авторитет.

Не забывайте, что у подростка могут быть планы, о которых вы не знаете. Вы рассчитывали, что сын или дочь помогут вам с уборкой к приезду гостей, а оказалось, что ребенок договорился идти в парк с друзьями. Старайтесь заранее сообщать детям, когда вам будет нужна их помощь.

Можно установить график уборки, чтобы ребенок отталкивался от него при планировании своих личных дел.

Сын-помощник и дочка-помощница

Девочки стремятся быть похожими на маму, а мальчики – на папу, поэтому если в вашей семье четкое разделение обязанностей по половому признаку, не ждите, что сын будет охотно помогать вам с «женскими» делами.

Мальчик видит, что приготовление еды, стирка, уборка – это мамины задачи, а папа отвечает за исключительно мужскую работу, требующую применения физической силы или специальных навыков (прибить полку, починить кран, переставить мебель).

Оптимальным вариантом в таком случае будет разделение домашних обязанностей на троих без акцента на половой принадлежности.

Например, папа занимается ремонтом, мама – уборкой и готовкой, а сын поливает цветы (выносит мусор, ухаживает за питомцем и так далее в зависимости от возраста).

Девочки с удовольствием подражают маме и повторяют ее действия даже без просьб.

Поддержите инициативу дочери – пусть у малышки будет собственный передник, маленький веник и совочек, а отварной картофель легко можно нарезать пластиковым ножом из игрушечного набора посуды.

Если папа тоже принимает участие в регулярной уборке и приготовлении еды, это большой плюс.

Пусть папа предложит дочери вместе помочь маме, например, приготовить суп, пока мама моет полы, или взять на себя уборку, если мама плохо себя чувствует. Повторяя за мамой, девочка учится быть хозяйкой, а, повторяя за папой, учится помогать и уважать право других членов семьи на отдых.

Если речь идет о малышах, бытовые дела нужно преподносить в игровой форме. Здесь игры для мальчика и девочки могут отличаться.

Подумайте, как воспитывать сына-помощника родителям, например, предложите мальчику стать отважным полицейским, который следит за порядком и расставляет игрушки по местам.

Игрушечный самосвал вывозит мусор со стройплощадки (из детской), а отважный супер-герой борется с микробами (вытирает пыль).

Дочка – мамина помощница, девочке понравится играть в ресторан – готовить еду, сервировать стол.

Разрешите крошке самой составить меню и узнать, что хотели бы на обед другие члены семьи.

Если нужно рассортировать белье после стирки, пусть девочка поиграет в магазин: одна кукла пришла за футболками, другая – за полотенцами, надо обслужить покупательниц.

Распространенные ошибки

Приучая ребенка помогать по дому, важно не допускать того, что может свести на нет все ваши старания. Позаботьтесь о том, чтобы подобных ошибок избегали все члены семьи, которые имеют отношение к воспитанию ребенка (бабушки, старшие дети и т.п.).

Не пресекайте инициативу. Конечно, намного быстрее сделать насущную работу самому, чем объяснять, показывать, помогать, а потом еще и переделывать.

Но все же постарайтесь не отказывать категорически, проявите гибкость, помните – взрослый здесь вы.

Не ругайте за неудачи. Малыш очень хотел помочь маме вымыть посуду, но разбил тарелку.

Поверьте – ребенок и так расстроен, сейчас нужно не ругать, а поддержать его, успокоить, похвалить за старательность и стремление к самостоятельности.

Не критикуйте результат. Если ребенок плохо справился с порученной ему работой, обязательно начните с похвалы, и только потом деликатно укажите на недочеты.

Когда кроха берется за непосильную для него работу (просто помахал веником в разные стороны, подражая маме), обязательно похвалите и скажите, что теперь в комнате стало намного чище. Так у ребенка формируются причинно-следственные связи.

Следите за собой. Если вы иногда забываете убрать одежду в шкаф, это не делает вас неряхой или плохой хозяйкой. Но дети все замечают (если маме можно, почему мне нельзя?).

В подростковом возрасте дети в ответ на «Снова не убрал свои вещи!» открыто укажут вам на ваши собственные ошибки и будут абсолютно правы – не требуйте от детей того, чего сами не делаете.

Не используйте уборку в качестве наказания (получил двойку – моешь полы). Пусть ребенок понимает, что домашние дела – это не наказание, а естественная составляющая повседневной жизни.

Не обещайте деньги или какое-либо поощрение за уборку. Если действовать по такой схеме, ребенок будет ждать, а в дальнейшем и требовать деньги (новые игрушки, сладости) каждый раз, когда выполнит даже незначительное задание.

Не игнорируйте потребности ребенка. Если малыш голоден, пусть перекусит, а после доделает свою работу по дому.

Не поручайте детям бессмысленные занятия. Например, малыш хочет помочь и просит дать ему задание, а вы сажаете его разбирать ягоды для компота, которые потом все равно пойдут в одну кастрюлю. Поручайте настоящие дела, чтобы малыш видел результат своих действий.

Если строго следовать правилам и не допускать перечисленных выше ошибок, можно легко сделать детей мамиными помощниками – родители будут гордиться своими крохами.

Помните, что воспитание ребенка в целом строится на любви и заботе родителей. Если в семье царит доброжелательная и позитивная атмосфера, дети будут с удовольствием выполнять просьбы и поручения взрослых.

Консультация на тему: 9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому
консультация на тему

Данный материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
pomogaem_po_domu.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы. Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь. К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся. Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

  • 5 лет и старше

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

Если вам не удалось привить любовь к труду двухлетнему малышу, попробуйте приучить к чистоте младшего школьника. Не бойтесь опоздать.

Советы по воспитанию помощников

Наши рекомендации помогут взрослым правильно вести себя в процессе приучения ребенка к домашним хлопотам.

  1. Делайте вместе. Пожалуй, самая распространенная фраза занятой мамы обычно звучит примерно так: «Иди поиграй, пожалуйста, я сейчас очень занята». Это является серьезнейшей ошибкой в важном процессе воспитания настоящих помощников. Не отмахивайтесь от малыша, занимайтесь домашней работой вместе. Пусть он останется с вами не кухне, дайте ему поучаствовать в замешивании теста, приготовлении салата или сервировке стола. Или положите игрушечную гладильную доску рядом с настоящей и «гладьте» вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите небольшую сказку об игрушках, которые безуспешно искали свою любимую коробку, а нашли ее благодаря маленькому помощнику.
  2. Хвалите малыша за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимаю и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех.
  3. Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать игрушки или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый малыш делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
  4. Убирайте весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в детской комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением в жизни маленького ребенка.
  5. Не ждите высокой производительности труда. Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайтесь, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Подготовьтесь к тому, что вам будет нужно многое переделывать после первых попыток маленького помощника. Если же у него что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку.
  6. Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может испугаться и откажется помогать в следующий раз. А если мама всегда будет заканчивать работу за детей, то они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
  7. Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает игрушки или моет посуду из-за того, что совершил сегодня что-то неправильное. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать игрушки по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
  8. Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в зоопарк, на каток или в цирк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба.
  9. Не делите работу на девчачью и мальчишескую. Часто происходит так, что девочки любят играть с техникой, а мальчишки предпочитают возиться на кухне. Поэтому не нужно делить домашние обязанности на две большие группы: для девочек и для мальчиков. И дочка, и сын должны убираться в комнатах, мыть посуду, пришивать пуговицы, ухаживать за растениями и даже уметь забивать гвозди.

Простые способы приучить ребенка к домашним обязанностям

Как приучить ребенка помогать по дому? Что ему можно поручить? Есть одна маленькая хитрость. Для начала определитесь: а зачем вам и ребенку это нужно?

Что такое домашние обязанности ребенка?

У ребенка должны быть домашние обязанности – это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос, какие – уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на его потребностях: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других – домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе. Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы.
Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда, так, сделано, тогда машины ставим сюда, так, теперь книги кладем сюда… и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Как делегировать домашние обязанности?

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку. Однако, как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается с противодействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности. Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама.

Как приучить ребёнка к домашним обязанностям

Давайте поговорим о домашних обязанностях детей . Тема эта неоднозначная, потому что всегда есть как противники, так и приверженцы привлечения детей к выполнению работы по дому. Аргумент первых — не стоит отвлекать детей от основных задач (учебы и развития). Аргумент вторых — родителям нужна помощь, да и опыт, полученный при выполнении домашних обязанностей, пригодится в дальнейшей жизни.

Истина, как всегда, посередине. Работа по дому должна быть посильной и в удовольствие, но в то же время регулярной и осязаемой в плане пользы для семьи. Как соблюсти этот баланс, когда начинать привлекать ребенка к помощи взрослым и зачем вообще это делать — читайте ниже.

Польза домашнего труда: 5 аргументов

Если вы всё еще сомневаетесь, что домашняя работа полезна для ребенка , то вот вам 5 убедительных аргументов:

1. Самостоятельность и организованность.

Работа по дому помогает развивать эти полезные качества: если ребенок знает, что после игры нужно собрать игрушки в ящик, он никогда не оставит комнату в беспорядке и завершит игру с учетом времени на уборку. Навыки планирования своих действия и ответственность за результат помогут в учебе, дальнейшем развитии, занятиях спортом.

2. Полезный фундамент на будущее.

У детей до 7 лет закладываются поведенческие модели, на основании которых будет формироваться их личность. То, что почерпнет ребенок в это время, останется с ним на всю жизнь. И если в дошкольном возрасте привить любовь к труду, желание помочь близким, то впоследствии эти качества перерастут в самые благородные характеристики личности.

Хотите, узнать как сформировать у ребёнка качества, которые помогут стать успешным и счастливым взрослым? Тогда регистрируйтесь — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

3. Общение с близкими.

Делать что-либо по дому сообща гораздо интереснее, чем в одиночестве валяться на диване с телефоном. Современные родители далеко не всегда могут уделить достаточно времени детям, а выполнение домашней работы — повод совместить приятное с полезным.

4. Интеллектуальное развитие.

Даже такие банальные занятия, как уборка игрушек или вынос мусора, могут стать захватывающими квестами, развлечь ребенка и заставить его подключить логику, фантазию.

Ставьте задания с креативом: «Рукокрылые монстры устроили охоту на твои игрушки. У тебя есть 10 минут, чтобы убрать их. Но не просто убрать, а спрятать подальше лакомые кусочки — детали конструктора. Их нужно разложить по коробкам. Вперед!».

5. Повод для похвалы.

Хвалить ребенка не просто нужно, а крайне необходимо! Так родители способствуют укреплению самооценки, создают правильную мотивацию и веру в успех. Работа по дому — самый простой и доступный способ добиться одобрения близких. Убрал в комнате или помыл посуду — чем не повод похвалить умницу?

Самый важный аргумент

Подготовка к самостоятельной жизни — главная причина, почему нужно прививать детям навыки помощи по хозяйству. Время бежит очень быстро, еще сегодня ваш школьник ленится помыть свои ботинки, а завтра студент приходит на пары в неряшливом виде. И получает насмешки от окружающих.

Вы не сможете всегда быть рядом, чтобы приготовить ребенку завтрак или погладить рубашку. Рано или поздно он будет вынужден делать это сам. Но вы уж точно не знаете, когда этот момент наступит. Кто-то живет с родителями до 25 лет, а кто-то вылетает из семейного гнездышка уже в 16…

Единственное, что вам известно, это неизбежность выполнения домашних обязанностей вашим ребенком . И чем раньше он этому научится, тем привычнее для него будет переход в самостоятельную жизнь.

Исследование Indesit

В 2019 году компания Indesit заказала опрос в трех странах — России, Франции и Великобритании — на тему участия детей в домашнем хозяйстве. Как оказалось, дети выполняют часть работы по дому, равную 7% от общего объема задач. Привлекают их к этим обязанностям с 7-8 лет и начинают с уборки игрушек, поддержания порядка в своей комнате и застилания кровати по утрам.

Существенное отличие между странами показал вопрос о мотивации детей помогать по дому. В России и Франции большую долю занимает личный пример, а вот в Великобритании — материальное поощрение.

Интересный результат принесли вопросы о том, кто научил взрослых выполнять работу по дому — 58% ответили, что это были их родители. В то же время 70% респондентов благодарны родителям своих супругов за то, что те хорошо подготовили их к семейной жизни в части домохозяйства.

В каком возрасте дети начинают помогать по дому

Вопрос очень индивидуальный. На ответ влияют такие факторы:

  • психологическая готовность ребенка выполнять поручения/просьбы родителей;
  • особенности характера, темперамента малыша;
  • наличие младших детей в семье.

Возраст психологической готовности к домашнему труду стартует от 3 лет. Именно в этот период ребенок начинает нащупывать границы собственного «я» и делает первые шаги в сторону самостоятельности. И лучшее поощрение для него — дать задачу, с которой он успешно справится.

Непоседливая егоза будет хуже прислушиваться к просьбам родителей, чем тихий, прилежный ребенок. Тот с удовольствием сложит книжечки на полке или даже вытрет с них пыль, тогда как к непоседе впору привязать веник — и пусть носится по квартире, очищая пол. Поэтому под темперамент подбирайте и задачи.

Если в семье есть младшие дети, то вместо работы по хозяйству можно привлекать старших к помощи по уходу: сложить пеленки, принести бутылочку, надеть слюнявчик.

Узнайте как подобрать подходящий метод воспитания именно для вашего ребёнка и в соответсвии с его возрастом — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

Виды домашних обязанностей для детей разных возрастов: примерный график

3-4 года — сложить игрушки в ящик;

— убрать свою одежду в шкаф;

— насыпать корм коту.

5-7 лет — поддерживать порядок в детской;

— складывать постиранное белье в шкаф;

— вытирать пыль с доступных поверхностей.

8-11 лет — менять постельное белье;

12-16 лет — ходить в магазин за покупками;

— мыть посуду, пылесосить;

Как заинтересовать ребенка домашними делами

Если ребенок категорически отказывается помогать по дому, значит, его родители неправильно организовали процесс приучения к труду:

    Слишком рано начали и ставили сложные задачи. Домашние обязанности ребенка 10-12 лет и дошкольника сильно отличаются, поэтому нужно начинать постепенно, не заставлять делать то, что не под силу.

Ругали за ошибки. Ребенок мыл посуду и разбил чашку, за что получил выговор от мамы. И совершенно зря, ведь он старался, просто в силу возраста и неразвитой координации движений не смог удержать скользкую чашку в руках.

Не давали возможности отдохнуть. Сегодня дети и так загружены уроками, кружками, секциями. Если вечером остается свободный часик, то хочется просто отдохнуть, а не бегать с пылесосом по квартире. Лучше домашний труд перенести на выходные.

  • Пресекали помощь. Мама выхватывает у ребенка рубашку и раздраженно говорит: «Давай я лучше сама ее сложу, у тебя не выходит». После таких слов мотивация что-либо делать отпадает.
  • Распределение домашних дел в виде игры

    Сделайте таблицу с перечнем необходимых домашних дел. Назначьте каждому члену семьи свой цвет и разукрасьте этим цветом ячейки с делами, которые тот должен выполнять. Проставьте дни недели, а также оставьте графу для галочек «выполнено». Сделал дело — поставил галочку.

    Через неделю проанализируйте таблицу. Кто выполнил все назначенные дела — получает подарок. Кто недоделал — имеет возможность исправиться на выходных. Ну а кто «сачковал» получает наказание — в первый день следующей недели выполнять вместо домашних все их дела.

    Ребенку вряд ли захочется готовить обед вместо мамы или чинить утюг вместо папы, поэтому он наверняка постарается все свои обязанности выполнить вовремя.

    Что еще поможет привлечь детей к обязанностям по дому:

    • замечать и признавать вклад ребенка в ведение хозяйства;
    • хвалить его за старания;
    • помогать выполнить задачу, если она оказалась слишком сложной;
    • иногда напоминать, что ребенок должен что-то сделать, но без упреков;
    • подходить к распределению дел с позитивом, в форме игры, квеста;
    • показывать, что родители нуждаются в помощи.

    Трудовые навыки, полученные ребенком при выполнении работы по дому, имеют несколько уровней ценности. На верхнем — способность к обслуживанию своих потребностей. На среднем — самостоятельность и организованность. А на глубинном — умение прилагать усилия для получения нужного результата.

    Воспитывайте в детях любовь к домашнему труду, чтобы потом они приятно удивили вас своими достижениями!

    9 советов как приучить ребенка помогать по дому

    Родители часто жалуются на то, что дети отказываются помогать по дому, и тем более, не проявляют собственную инициативу. Они не убирают за собой игрушки, посуду, карандаши с красками. Наказания не помогают. Как же приучить ребенка к порядку, чтобы он убирал за собой сам и помогал маме без понуканий? Чтобы этого добиться, необходимо работать над этим с раннего детства.

    Начинаем приучать с раннего детства

    Маленькие дети обычно стремятся принять участие в том, чем занимаются их родители. Например, когда мама моет посуду, малыш может проявлять интерес, и даже изъявить желание попробовать сделать это самостоятельно. Когда папа что-то ремонтирует в доме, это вызывает не меньший интерес и любопытство. Но родители, как правило, только прогоняют ребенка, чтобы он не мешал. В итоге он теряет интерес к домашним делам, так как все равно это ему делать не разрешают, и направляет свое внимание на другие действия. Это скажется на поведении в дальнейшем. Когда мама захочет приучить ребенка помогать, сделать это будет уже намного труднее. Ведь родители сами приучили его к тому, что в домашних делах он участвовать не должен. Даже с возраста 2 лет ребенок может выполнять какие-либо небольшие задания.

    В возрасте 2-4 лет

    Ребенок уже вполне все понимает, и может выполнять простые просьбы родителей о помощи. Например, принести книгу или другой предмет из другой комнаты. В 3-4 года малыш может начать учиться одеваться и раздеваться самостоятельно. Он должен знать, где лежит его одежда и обувь, и убирать их на место.

    Когда малышу 4-5 лет

    В этом возрасте задания могут быть более сложными. Малыш должен уметь после игры положить игрушки на место, рассортировать одежду, носочки. Вместе с мамой он может разложить принесенные из магазина продукты, протереть пыль с мебели, поставить на стол тарелки. Главное, чтобы ребенок понимал, что он помогает маме с делами, так как ей тяжело со всем справиться. Покажите ему, что вы цените это.

    От 5 лет

    Это уже достаточно взрослый ребенок, чтобы поддерживать чистоту в своей комнате или на своем рабочем месте. Ведь скоро он пойдет в школу, и там ему придется обходиться без помощи родных. Он должен четко понимать свои обязанности. Например, поручите ему поливать цветы хотя бы в своей комнате, застилать постель, собирать свой рюкзак сначала в садик, а затем и в школу. При необходимости можно составить график и списки. В возрасте 7 лет ребенок уже может самостоятельно пойти на прогулку с собакой (конечно, если она небольшая). Он уже может мыть за собой тарелку, приготовить чай, бутерброд.

    Советы родителям, как воспитать помощников

    Как правильно себя вести, чтобы приучить своего ребенка к домашним делам?

    1. Делаем вместе

    Обычно мамы просто прогоняют ребенка, чтобы он не мешал выполнять домашние дела. Но это ошибка, которая приводит к тому, что у ребенка пропадает интерес к этому. Если кроха проявил инициативу, это нужно развивать. Пусть он поучаствует в уборке или приготовлении пищи. Возможно, сначала он будет больше мешать, чем помогать. Но со временем малыш сможет выполнять различные задания. Таким способом вы вырастите настоящего помощника.

    2. Хвалите ребенка

    Похвала очень важна как для взрослых, так и для детей. Например, скажите, что никто не правится с уборкой в его комнате так, как он сам. Ведь он лучше других знает, как и где должны лежать его игрушки. После таких слов ребенок сам захочет разложить все по местам.

    3. Прислушивайтесь к желаниям малыша

    Когда ребенок начинает выполнять какие-либо ваши поручения по дому, необходимо обратить внимание на то, какие из них он выполняет с большей охотой. Кому-то больше нравится вытирать пыль, а кому-то готовить. Конечно. Каждый ребенок должен научиться выполнять элементарные вещи. Например, подметать, протирать пыль, раскладывать вещи, мыть посуду. Но если он проявляет гораздо больший интерес к кулинарии, можно дать ему больше свободы в этом направлении. Если ребенку это интересно, он может принимать участие в приготовлении обеда, выпечки, в приготовлении блюд к праздничному столу. Возможно, в дальнейшем это станет его профессией. В любом случае, умение готовить пригодиться во взрослом возрасте как мальчикам, так и девочкам.

    4. Убирайте весело

    Если уборка проходит скучно и вяло, ее не хотят делать ни родители, ни дети, можно проявить фантазию и сделать этот процесс более веселым. Превратите этот процесс в игру. С детьми это делать будет гораздо веселее. Например, устройте «укрощение» пылесоса или борьбу с «пыльным злодеем». Уборка пройдет быстрее и веселее.

    5. Не ждите идеальных результатов

    Важно помнить о том, что ребенок физически слабее, чем взрослый человек. У него еще недостаточно хорошо развита моторика. Поэтому нельзя давать ему сложные задания, и ожидать, что он справится с ними так, как взрослый. Если ребенок мыл посуду, и случайно упустил тарелку, ругать его не стоит. Это только отобьет его интерес к делам. Лучше показать, как правильно это делать, чтобы в следующий раз все получилось. Задания, которые вы ему даете, должны соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка.

    6. Проявляйте терпение

    Если малышу трудно справиться с заданием быстро, не нужно его за это ругать и торопить. Ведь он только учиться. Нельзя также заканчивать порученное ребенку дело самостоятельно. Иначе он не сможет научиться доводить дела до конца.

    7. Работа не должна быть наказанием

    Часто родители за какой-либо проступок наказывают ребенка домашними делами. Они считают, что это полезное наказание. Но, на самом деле, это грубая ошибка. Ведь таким образом мы формируем у ребенка неприязнь к работе. Уборка и другие дела будут всегда ассоциироваться с неприятными эмоциями. Малыш должен с раннего возраста понимать, что домашняя работа – это не то, что нужно делать, когда провинился. Это обязательные дела, которые необходимы, чтобы жить в чистоте и комфорте.

    8. Не давайте деньги за домашние дела

    По этой же причине не нужно платить ребенку за выполнение домашней работы. Он должен понимать, что это не работа, а обязательная часть жизни.

    9. Не делите задания на дела для мальчиков и девочек

    Иногда мальчик может любить готовить, а девочка, наоборот, разбираться с техникой. Не стоит этому препятствовать. Возможно, у них талант, который проявится в дальнейшем. Кроме того, дети обоих полов должны уметь выполнять домашнюю работу одинаково.

    Чтобы приучить ребенка к домашним делам, в первую очередь, нужно подавать ему пример собственными действиями. Ведь родители, которые сами не выполняют домашние обязанности, не смогут внушить ребенку, что он должен это делать.

    Источники:

    http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-priuchit-rebyonka-pomogat-po-domu

    http://www.7ya.ru/article/Deti-i-pomow-po-domu-napominat-zastavlyat-platit/

    http://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/maminy-pomoshchniki-kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu/

    http://medalvian.ru/zhurnal/kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu/

    Как воспитать ребенка-помощника родителям

    http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/18/konsultatsiya-na-temu-9-prostyh-sovetov-kak-priuchit

    http://sibmama.ru/dom_obyazannosti.htm

    http://blog.karpachoff.com/kak-priuchit-rebyonka-k-domashnim-obyazannostyam

    9 советов как приучить ребенка помогать по дому

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector