Электронные ПТС: отложенные плюсы
Электронные ПТС, хорошо или плохо?
День «X» уже скоро, невольно хочется задуматься, что нам принесет очередное нововведение, поэтому хочется разобраться, кому это всё-таки выгодно, так как за любым действием стоят чьи-либо интересы.
С одной стороны, перевод на электронные носители информации в какой-либо отрасли — естественная ступень для информационного общества. С другой стороны, все законы в нашей стране, в большинстве случаев, лоббируют. И, прежде, чем вдаваться в негатив, надо рассмотреть, что, в первую очередь, мы с этого получим.
Несуразицей веет изначально, не будет обязательного перехода на электронный вид для тех, у кого уже есть на руках бумажная версия. Можно подумать, оно и понятно, если все разом ломанутся в ГАИ менять документы — очереди будут на несколько месяцев. Старые ПТС будут подлежать переводу только по добровольному волеизъявлению, либо когда некуда будет вписывать нового собственника. Получение новых ЭПТС будет стоить в районе 250 рублей, но это коснется исключительно официалов, а за замену с бумажного — 600 рублей. Не хилый оброк в сторону государства, если уж сами вводите реформу, зачем перекладывать финансовые расходы на население? Конечно, везде написано, что это по желанию — но мы прекрасно понимаем, что владельцам бумажных ПТС будут устраивать различные помехи, чтобы побудить их к сию действию.
Очень интересно станет с переоформлением машины, изначально это будет осуществляться на сайте:
Бывший собственник ЭПТС обязан туда заявку с ДКП, своего рода, это будет равносильно прекращению регистрационных действий, как я понимаю. А новый собственник обязан будет также направить своё ДКП, чтобы автомобиль стал на него. Данная услуга числится, как дополнительная и, наверняка, будет платной, пока четкой информации по этому поводу не нашел. И снова, скорее всего, оброк!
С переоформлением и получением разобрались. Теперь перейдем к информации, которую будет содержать ЭПТС. И тут, всё очень двояко.
Будет разный уровень доступа. Естественно, что у государственных органов будет вся информация о вашем автомобиле, включая информацию по техническому состоянию, полису, штрафам, официальному обслуживанию, установке и номере ГЛОНАСС…в общем то неплохая база, которую будут продавать в переходах метро или качать на закрытых торрентах.
Для собственника же можно будет сделать выписку, через этот сайт, а в будущем подключат и www.gosuslugi.ru/
Покупателю будет возможность сделать запрос через VIN или шасси и получить инфу по статусу автомобиля, не в угоне ли он и прочее, а возможно, по согласию собственника, будет предоставляться и информация по техническому состоянию. По сути, скорее всего, получим второй автокод, только по всей России.
Что самое страшное — вся информация будет забиваться операторами elpts.ru/, а как известно, любой школьник-фрилансер накосячит с ПО в 10 раз меньше, чем доверять такое государственным организациям…вспоминаю, как налоговая система переходила на другое ПО, там такое творилось…и до сих пор не все оправились…
К слову, они уже к этому приготовились и будет статус у ЭПТС «Аннулированный», если допущены ошибки при заполнении.
Теперь пора перейти к тому, кто с этого выиграет.
1) В первую очередь Государство, так как +оброки, +налоги (уже вряд ли получится занижать стоимость), пока не придумают другие схемы.
2) Контролирующие органы — зачем рыться по разным базам, когда можно всё объединить в одну, именно поэтому годом ранее и ввели реформу с ГЛОНАСС.
3) Крупные компании, выкупающие автомобили, по типу карпрайса и прочих, так как с введением ЭПТС у обычных перекупов возникнет огромное количество сложностей и, соответственно, отток пойдёт к первым.
4) Сервисы по техосмотру, прям как чую появления большого количества «однодневок-многодневок» забивающих «нужное описание»…и так то плохо проверяют во многих местах, а тут целый бизнес подтянется.
5) Добросовестные продавцы. Но их количество столь мало, что будет неощутимо…»не наебешь — не проживешь» сейчас и так, практически, девиз вторички.
Электронные ПТС: отложенные плюсы
Главное нововведение ноября, да и всего года, — электронные ПТС, которые пришли на замену привычным бумажным. Стараясь не отставать от глобальных трендов, Россия всё плотнее переходит на электронный документооборот. Вслед за электронным ОСАГО пришла очередь оцифровать паспорта транспортных средств.
Обязателен для всех новых автомобилей
Электронный ПТС представляет собой защищенную электронную запись в базе данных компании «Электронный паспорт», которая входит в госкорпорацию «Ростех». По желанию автовладелец может получить выписку из системы электронных ПТС.
Постепенный переход страны на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) начался три года назад. У водителей был выбор: оформлять бумажный ПТС или его электронную версию. С 1 ноября 2020 года электронные паспорта стали обязательными для всех новых автомобилей, реализуемых на территории страны — их будут оформлять дилеры. А бумажный ПТС останется лишь для тех, кто меняет его из-за его утраты и порчи.
Если автомобилист добровольно хочет заменить бумажный ПТС на электронный, ему необходимо обратиться к аккредитованным операторам техобслуживания, список которых можно найти на сайте Минпромторга России. Данная операция необратима — получить обратно бумажный ПТС возможности нет.
Минусы
Электронный формат и хранение на серверах по аналогии с базами данных банков подразумевает угрозу взлома и кражи этих данных. Также вызывает беспокойство тот факт, что доступ к ЭПТС имеет большой круг профильных ведомств и юрлиц-автодилеров. Со временем доступ к базе данных появится и у многочисленных автосервисов, которые смогут вносить информацию о прохождении техобслуживания или кузовном ремонте после ДТП. В этой связи Минпромторг намерен следить за компаниями, допущенными к работе в системе. Все изменения в ЭПТС должны будут подтверждаться электронной подписью сотрудника или организации, которые их производят. Также необходимо будет продумать и законодательно оформить наказание за искажение (или игнорирование) информации о ДТП.
Насколько вышеуказанные проблемы существенны, покажет только практика. Теперь перейдём к плюсам, которые нам обещают власти.
Плюсы
Самое очевидное: ЭПТС нельзя потерять, сжечь или испортить. Он также не имеет срока действия: если в бумажном варианте всего шесть полей, после заполнения которых ПТС подлежит замете, то электронный вариант можно заполнять информацией сколько угодно.
В случае, если кто-то попытается внести изменения в ЭПТС, владелец получит уведомление. Также электронный формат позволит свести к минимуму ошибки с написанием модели и её технических характеристик.
Кроме того, ЭПТС будет содержать в себе историю ДТП и крупных ремонтов транспортного средства, прохождение техосмотров, все регистрационные действия с автомобилем и существующие юридические ограничения и обременения, наложенные на транспортное средство. Это, например, поможет исключить продажу машины, находящейся в залоге у банка. Ещё один несомненный плюс — можно будет по ЭПТС проследить пробег автомобиля (все записи будут сопровождаться отметкой о пробеге).
Но, как всегда в нашей стране, весь спектр преимуществ будет доступен рядовым автомобилистам только в планируемом будущем. Как сообщили в ГИБДД, в настоящий момент информацию об авариях в ЭПТС инспекция не вносит.
Электронный ПТС: что это такое, как получить и как оформить автомобиль в ГИБДД
Содержание
- Чем электронный ПТС отличается от бумажного
- Какие преимущества дает введение ЭПТС
- Обязательно ли менять бумажный ПТС на ЭПТС
- Как купить б/у автомобиль с бумажным ПТС
- Как купить автомобиль в кредит с новым электронным ПТС
- Как поставить на учет автомобиль с электронным ПТС
Вопрос перехода с бумажных ПТС на электронные в странах Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) обсуждался давно. Планировалось создать единую систему электронных паспортов (СЭП), которая помогла бы сделать прозрачными все операции с автомобилями.
В нашей стране первые электронные ПТС на автомобиль выдали в начале 2019 года при продаже новых машин из дилерских центров, и уже к ноябрю в системе было зарегистрировано 100 тысяч ЭПТС. К августу 2020-го, по данным «Автостата», их количество достигло 1 млн. Окончательный переход на новые электронные ПТС (ЭПТС) произошел 1 ноября текущего года.
Что представляет собой электронный паспорт? Чем он отличается от бумажного? Какие преимущества дает покупателям? Как продавать и приобретать машины с ЭПТС? Ответы на эти вопросы ищем в материале.
Чем электронный ПТС отличается от бумажного
Электронные ПТС 2020 не имеют физического носителя. Это запись в единой электронной базе данных, которая имеет свой уникальный 15-значный код. Такая запись не потеряется, в отличие от бумажного документа, и автовладельцу не придется получать дубликат ПТС. Плюс это исключит мошеннические действия с потерянным паспортом авто.
Новый электронный ПТС содержит больше данных об автомобиле. Если в бумажном варианте информация фиксируется в 21 поле, то в электронном – в 150. Сведения, вносимые в ЭПТС, делятся на две части: обязательные и дополнительные.
В обязательной части указывается номер и статус электронного паспорта и технические данные авто. В дополнительные графы заносятся сведения о собственниках, наличии кредита, залога, ДТП, регистрационных ограничений, данные о ремонтах, страховках, факт угона или ареста и проч.
Информацию в ЭПТС вносят только представители уполномоченных организаций. По умолчанию это:
- заводы-изготовители;
- таможенная служба;
- ГИБДД.
Ограниченный доступ к базе в рамках своей компетенции будут иметь операторы техосмотра, налоговые, органы сертификации, дилеры, кредитные организации, МВД и ФССП.
Данные в электронный ПТС вносятся методом пополнения и не могут корректироваться. Если при переоформлении автомобиля на нового владельца предыдущий не даст согласия на сохранение его персональных данных, они удаляются. Удаление происходит в момент передачи прав собственности. Однако у ГИБДД информация о текущем владельце транспортного средства останется.
К электронному ПТС прилагается выписка. Это миниверсия ЭПТС, в которой отображаются исходные данные транспортного средства: VIN-номер, марка, модель, номер шасси, номер двигателя, номер и цвет кузова, год изготовления, экологический класс, масса и проч.
Выписка нужна при покупке полиса ОСАГО. Получить ее можно после регистрации на портале системы электронных паспортов или в МФЦ. Выписка предоставляется бесплатно.
Какие преимущества дает введение ЭПТС
Введение ЭПТС, с одной стороны, уменьшит аферы с продажей б/у автомобилей на вторичке, с другой, – обезопасит покупателей от приобретения проблемного экземпляра. История эксплуатации будет видна как на ладони, поэтому нерадивый продавец не сможет скрыть реальное количество владельцев и прочие проблемы автомобиля, а покупатель, в свою очередь, будет знать реальное положение дел.
На данный момент полную информацию о машине можно получить через специальные онлайн-сервисы проверки истории авто. Avtocod.ru собирает информацию из более 13 баз данных и показывает, сколько собственников было у автомобиля, битый ли он, числится ли в лизинге или залоге, когда проходил технические осмотры и прочие данные. Посмотреть пример отчета
С автоматизацией процесса сократится влияние человеческого фактора и риск ошибок. Сведения о постановке на учет (а также об изменении конструкции или цвета авто) добавляются в базу сразу же, и госорганы смогут работать более оперативно.
Обязательно ли менять бумажный ПТС на ЭПТС
Менять в обязательном порядке бумажный ПТС на электронный не нужно. После 1 ноября 2020 года обязательная замена понадобится в случае:
- утери или порчи бумажного ПТС;
- отсутствия места в бумажном ПТС из-за большого количества записей;
- личного желания владельца;
- самостоятельного ввоза автомобиля из-за рубежа.
Получить электронный ПТС можно в ГИБДД, таможне или испытательной лаборатории. Пошлина за ЭПТС составляет 600 рублей.
Одновременное наличие и бумажного, и электронного ПТС у одного автомобиля не допускается.
Как купить б/у автомобиль с бумажным ПТС
При покупке подержанного автомобиля с бумажным ПТС для владельца и покупателя порядок совершения сделки не изменится. Участники подписывают ДКП, вносят изменения в «бумажку», и новый владелец едет в ГИБДД переоформлять транспортное средство на себя.
При желании новый собственник автомобиля может обратиться в уполномоченные организации, чтобы заменить бумажный ПТС на новый электронный. К уполномоченным организациям относятся операторы техосмотра, список которых опубликован на сайте Минпромоторга.
Как купить автомобиль в кредит с новым электронным ПТС
Раньше при покупке автомобиля в кредит бумажный ПТС забирал банк и хранил его до того момента, пока долг не погашался полностью. Так как электронный ПТС — это всего лишь запись в базе данных, банковские сотрудники физически не имеют возможности изъять документ. Зато они будут заносить сведения о кредите и залоге в электронную систему.
Удалить информацию о кредите невозможно, изменить его статус может только банк. Потенциальные покупатели машины на вторичном рынке имеют доступ к этой информации.
Как поставить на учет автомобиль с электронным ПТС
Новые автомобили продаются в салонах уже с электронными ПТС. После покупки дилеры вносят номера ЭПТС в договор купли-продажи. С этим договором покупатель идет в страховую компанию, а после получения полиса — в ГИБДД.
Если покупается подержанное авто, после подписания ДКП новый собственник обращается с запросом в уполномоченные организации, чтобы те внесли изменения о владельце автомобиля в электронный ПТС. Заявку можно оставить через портал «Госуслуги», МФЦ или портал системы электронных паспортов (при наличии цифровой подписи у действующего собственника).
Смена собственника выстраивается по принципу двух согласий, то есть покупатель не сможет ничего сделать в системе, пока прежний владелец не даст ему доступ. Внесение изменений в электронный ПТС стоит 250 рублей.
Проверить, изменились ли данные в электронном ПТС, можно в системе электронных паспортов . Для этого нужно ввести 15-значный номер электронного ПТС.
Автор: Анна Сапронова
Как вы считаете, поможет ли введение электронных паспортов снизить количество мошеннических действий на вторичном рынке? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Электронный ПТС | Плюсы и минусы
- Плюсы и минусы ЭПТС
- Преимущества ЭПТС
- Недостатки ЭПТС
Нововведение от законодательства России новый Электронный Паспорт Транспортного Средства. При покупке нового автомобиля в 2019 году, предоставляется выписка о наличии Электронного ПТС для переоформления в ГИБДД, но у него есть свои плюсы и минусы. В дальнейшем будет переоформление без выписок. Сейчас у сотрудников ГИБДД 2 базы ПТС, бумажных и электронных.
На конец 2019 года из 10 проданных новых автомобилей, 7 с бумажными ПТС и 3 с электронными. Видимо переход осуществляется в плавном режиме. ЭПТС значительно сокращает риски подделок и для автомобилиста отсутствие дополнительных документов, которые необходимо хранить в безопасном месте.
Плюсы и минусы ЭПТС
С каждым годом развиваются цифровые технологии, это используют во многих сферах. Постепенно государство внедряет новые технологии в жизнь граждан. Один из последних крупных цифровых государственных проектов это система ГосУслуги, где любой гражданин может получить множество государственных услуг дистанционно, через интернет.
В 2018 году появились первые новости о ЭПТС (Электронный Паспорт Транспортного Средства), другие интересные новости читайте в этой рубрике.
Это нововведение имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. Чтобы было наглядно составим ряд плюсов и минусов электронного ПТС:
Преимущества ЭПТС
- Один из главных плюсов, что электронных ПТС нельзя потерять или испортить, из этого вытекает, что его никогда не нужно будет восстанавливать. Не нужно беспокоиться о его порче или пропаже.
- Так как ПТС электронный это значит, что объём его информации, можно сказать, неограничен. То есть в нём буду все собственники транспортного средства. Начиная от первой покупки и до сегодняшнего дня. Сейчас в обычном ПТС 6 мест для собственников, в среднем 6-10 лет и приходится делать новый бланк ПТС. При этом это стоит денег, тратится время и теряется информация о прежних собственниках. Теперь не будет дубликатов ПТС.
- ЭПТС предоставит актуальную информацию в настоящий момент. Например при проверке ЭПТС, можно сразу получить информацию о наличии ограничений, обременений, залоге и других особых отметок. Подробней как проверить ЭПТС описано здесь. Отсутствие особых отметок предоставит вам гарантию юридической чистоты транспортного средства.
- В электронном паспорте ТС будет вся история с момента его производства или ввоза на территорию РФ и до утилизации или вывоза за пределы страны. Будут наглядно видны все циклы автомобиля.
- Информация в электронном ПТС формируется и редактируется компетентными государственными органами, уполномоченными организациями, официальными изготовителями ТС и доверенными участниками систем электронных паспортов. Здесь представлено полным список официальных представителей.
- Электронный ПТС предоставляет возможность добавлять новые сведения о транспортном средстве, добавить новые пункты, которые могут появиться позже. Он предоставляет возможность.
- И последний, но не маловажный плюс это его доступность и актуальность. Например при покупке или продаже транспортного средства, можно запросить и тут же проверить актуальную и подробную информацию о транспортном средстве.
Недостатки ЭПТС
Среди множества плюсов, есть и минусы. Какая-бы не была идеальная новая система в ней возможны определенные минусы. Но всё равно их значительно меньше, чем в использовании бумажных ПТС.
- Сбои в базе данных. Какая бы не была цифровая база данных, в ней возможны ошибки и сбои. Которые могут привести к отсутствию доступа или к утрате данных ЭПТС.
- Надёжность. Теперь надёжность информации ПТС не в руках собственников. Могут быть утечки информации.
- Так же минусом может быть изменение данных в ЭПТС. Лица имеющие доступ к изменениям в базе, могут злоупотреблять должностными обязанностями и вносить необходимые изменения в Электронные ПТС.
Оставляйте комментарии какие ещё есть плюсы и минусы по вашему мнению.
Электронный ПТС: проверьте, нужен ли он вам
Автор: Александр Жихарев
Одна из них — отсутствие единой базы данных ГИБДД. Существовали базы в отдельных регионах, работающие на различном программном обеспечении. Объединить их в единую структуру стало неординарной задачей, которую можно сравнить со сборкой бракованного детского пазла: в квадратное отверстие нужно вставить цилиндр, а в овальное — кубик. Причем в ходе доработки элементов важно ничего не потерять.
Ценой гигантских усилий все-таки удалось создать общероссийскую базу данных ГИБДД. Помимо программистов трудились юристы, которые адаптировали законы под новые документы и методы взаимодействия. Аналогичная работа идет в странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане. Кстати, одна из причин переноса сроков введения ЭПТС связана с тем, что в дружественных государствах до сих пор отсутствуют нормативно-правовые акты, позволяющие работать с системой электронных паспортов.
Переходный период
До 1 ноября 2019 года дозволено выдавать как бумажные, так и электронные ПТС. В январе в свет вышла первая сотня электронных документов. Но это не рабочий процесс, а тренировка — компании пробуют работать по-новому.
Алгоритм таков. Производитель или импортер автомобиля получает допуск к базе данных, имеющей высокий уровень защиты информации К1. Оформляя ПТС на новую машину, нужно заполнить необходимые графы и подключить положенные документы. Никто не изобретал велосипед: принцип схож с используемым в программе 1С — удобном инструменте бухгалтеров, маркетологов и складских работников.
Поскольку импортер сам заполняет необходимые данные, а электронный ПТС формируется автоматически, таможне нет необходимости заниматься оформлением ПТС на ввозимые машины. Значит, дистрибьюторы экономят время. Ведь ввозимая машина помещается на таможенный склад и покидает его лишь после оформления документов и уплаты всех положенных сборов и пошлин. Мало того что хранение там платное, так еще и товар зависает — а это живые деньги. С введением электронных ПТС появляется возможность сократить время таможенной очистки с двух-трех недель до нескольких дней.
Пока непонятно, как к новым документам отнесутся покупатели. При приобретении машины человек получает договор-купли продажи, а ПТС находится где-то в электронных недрах. Многие могут отказаться от сделки, обоснованно опасаясь возможных сбоев новой системы. И наверняка с электронным ПТС возникнут проблемы у автомобилистов из Беларуси и Казахстана, где система еще не функционирует.
Документы на подержанную технику
Владельцам старых машин не придется менять бумажный ПТС на электронный — оба документа законны. При желании уже сейчас можно получить электронный документ. Старый в этом случае аннулируется.
Министерство внутренних дел не будет оформлять ЭПТС. Этим займутся уполномоченные негосударственные организации. На начальном этапе это будут операторы техосмотра, которые уже подключены к информационным системам по защищенным каналам связи. Некоторые из них с марта начали оформлять электронные ПТС на ранее зарегистрированные машины.
Требования к операторам серьезные. Например, они должны иметь техническую возможность определять достоверность идентификационных номеров. Обязательна банковская гарантия и страховка гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей на случай, если неквалифицированные действия оператора приведут к ущербу третьих лиц. У пострадавших появится возможность требовать компенсации ущерба, если уже после регистрации выяснится, что у машины перебиты номера.
Самоходная техника
С 1 ноября на электронные ПТС перейдет и вся новая техника, регистрируемая в Гостехнадзоре: бульдозеры, экскаваторы, тракторы, вездеходы, квадроциклы и снегоходы. По информации от наших источников, близких к этой структуре, ситуация далеко не безоблачная. У Госавтоинспекции и Гостехнадзора уровень работы разный. Если ГИБДД — этакий современный житель мегаполиса, то Гостехнадзор — его родственник из глубинки. До 1 ноября осталось полгода, но до сих пор функционируют отдельные базы данных по регионам, а потому непонятен дальнейший алгоритм действий. Скорее всего, для самоходной техники сделают очередное послабление, дав некоторую отсрочку, — иначе не избежать больших проблем.
Взгляд в будущее
По электронному ПТС легко проследить историю машины. В недалеком будущем электронный паспорт включат в структуру единого портала «Госуслуги». Третьи лица смогут получить ограниченную информацию об интересующем их автомобиле, а сам собственник — максимальную. Например, позвонил потенциальный покупатель машины — и владелец быстро направил ему подробную историю. Объем предоставляемой информации сейчас определяется. Помимо стандартных данных, которые указаны в ПТС, это могут быть сведения об авариях, страховых случаях, пробеге во время оформления полиса ОСАГО или прохождения ТО.
Наличие обширной базы данных позволит эффективно выявлять «криминальные» автомобили. При подделке документов часто меняют отдельные цифры или буквы. Система сразу обнаружит машины, которые никогда не выпускались либо уже существуют в другом регионе.
Как ни крути, цифровое будущее неизбежно. Главное, чтобы путь к нему не был сильно ухабист.
Поворот от бумаги
Насколько система электронных паспортов готова к работе? Не рухнет ли она от наплыва большого количества оформляющих электронный ПТС?
Борис Ионов: Система работает уже больше года. Сегодня в ней оформлено более 1,4 миллиона электронных ПТС. До момента, когда она набрала большое количество данных, проводились тестирования, проводили нагрузочные испытания, все это делалось как раз для того, чтобы проверить ее работоспособность. Пока на сегодняшний день проблем со стороны системы электронных паспортов не зафиксировано. Иногда возникают проблемы, связанные с коммуникациями, в частности с взаимодействием с госорганами: с МВД, таможней, налоговой. Где-то бывают иногда сбои, мы это проверяем, обзваниваем все службы поддержки, стараемся решать эти проблемы максимально быстро и оперативно, чтобы исключить негативные последствия.
Готовы ли подразделения ГИБДД оформлять машины по электронным паспортам?
Роман Мишуров: Подразделения ГИБДД уже оформляют автомобили по электронным паспортам. Из более 1,4 миллиона машин с такими паспортами уже 85-90 процентов прошли регистрацию. Бывает, связь иногда нестабильно работает, но это оперативно решается.
На новые автомобили электронные ПТС оформляют производители или импортеры. Как должны будут действовать те, кто ввозит автомобили сам?
Борис Ионов: Живой пример могу привести. Буквально во вторник прилетел из Владивостока, где встречался с представителями испытательных лабораторий. Технологически это будет выглядеть так. Сначала тот, кто ввез единичный автомобиль, обращается в такую лабораторию, где на машину оформляется документ о ее соответствии безопасности колесных транспортных средств и электронный паспорт. Потом проводится электронное декларирование на уровне федеральной таможенной службы. В систему электронных паспортов будут поступать сведения о таможенном оформлении и об оплате утилизационного сбора, чтобы паспорт электронный получил статус «действующий».
Прямо вживую проводили эксперимент. Был оформлен паспорт, в течение часа-полутора провели декларирование и в электронный паспорт попали сведения о таможенном оформлении, о выпуске машины в обращение и об оплате утилизационного сбора. На сегодняшний день только в Приморском крае представлено четыре лаборатории, в том числе одно из подразделений НАМИ. И еще четыре лаборатории, которые готовы поддержать в случае превышения количества оформляемых автомобилей. Ведь в год там завозится примерно 80-85 тысяч автомобилей.
Хватит ли этих лабораторий? Сколько их всего?
Борис Ионов: Всего по России сейчас 19 лабораторий, которые имеют техническую и юридическую возможности оформлять электронные паспорта. Они все представлены и на сайте минпромторга в соответствующем реестре, и на нашем сайте.
А как с регистрацией таких автомобилей?
Роман Мишуров: Для нас разницы технической и юридической для регистрации таких автомобилей, или ввезенных импортером, или произведенным у нас — нет. При регистрации машины по системе межведомственного электронного взаимодействия подтягиваются данные электронного паспорта. Сведения из него подгружаются в нашу систему, и происходит дальнейшая регистрация автомобиля. Такие машины уже регистрируются, и никаких вопросов нет.
Сложности мы видели именно на Дальнем Востоке, поскольку понимаем, что львиная доля транспортных средств, бывших в употреблении, ввозится именно через Дальневосточный федеральный округ. Если там не будут обеспечены условия по оформлению электронных паспортов, это может привести к неприятным последствиям, которые мы видели, когда вводилось обязательное требование по установке ЭРА ГЛОНАСС. Но, судя по той информации, которую дают минпромторг и Росаккредитация, проблем с наличием организаций, которые могут оформлять электронные паспорта в данном федеральном округе, на данный момент нет. Сейчас посмотрим, как будут развиваться события. Но, я думаю, что ответственные за данное направление и федеральные органы в лице министерства промышленности и торговли и АО электронный паспорт в случае необходимости будут принимать оперативные меры.
То есть сейчас все проходит достаточно гладко?
Борис Ионов: Есть одна техническая особенность. Прохождение платежей, особенно уплата утилизационного сбора, бывает, проходит с некоторой задержкой. До тех пор, пока сведения об уплате не поступят в систему, паспорт будет иметь статус «незавершенный». С таким паспортом регистрационные действия провести нельзя. Платежи проходят за 2-3 дня. Где-то порядка от полутора до 2 тысяч автомобилей периодически имеют такой статус в системе электронных паспортов в связи с задержкой поступления платежа. Надо просто дождаться, когда информация о платеже поступит в систему, статус паспорта станет «действующий», и тогда ехать в ГИБДД, чтобы поставить машину на учет.
Роман Мишуров: Если гражданин получит выписку из электронного паспорта, он уже будет видеть, что статус еще не действующий и смысла ему ехать в подразделение ГИБДД нет, поскольку у него документ еще до конца не вступил в силу.
Что я смогу узнать из электронного паспорта? Например, на бумаге я вижу, сколько у машины собственников. Будет ли доступ к такой информации?
Борис Ионов: На нашем сайте есть возможность получить вход через портал «Госуслуги» абсолютно любому желающему, не важно, собственник он автомобиля с электронным паспортом или нет. Можно проверить наличие этого ПТС, проверить его статус, а также увидеть ограничения, если они есть, которые в частности накладывают таможенные органы.
Если сведения о собственнике транспортного средства с его согласия будут представлены в паспорте, то у него появляется гораздо больше возможностей. Он сможет через личный кабинет получать бесплатно выписку из электронного паспорта, если она ему потребуется, может вносить какие-то туда сведения или, наоборот, получать сведения, внесенные кем-то. Например, о техническом обслуживании, техническом осмотре, о страховании и прочем. Единственное условие — для граждан они должны в обязательном порядке быть авторизованы через портал «Госуслуги». Сейчас каждый может попробовать авторизоваться в личном кабинете и попробовать получить нужную информацию.
Внесение личных данных в ПТС — дело добровольное. Поставят машину на учет без этих данных?
Роман Мишуров: Нам паспорт нужен не для того, чтобы удостовериться в персональных данных гражданина или реквизитах юрлица, а для того, чтобы убедиться, что транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории России, уплачен утилизационный сбор и отсутствуют какие-либо таможенные ограничения. Все остальные данные мы берем из тех документов, которые нам предоставляет собственник для проведения регистрационных действий.
Бумажные паспорта менять на электронные никто никого не обяжет. А имеет ли это смысл?
Роман Мишуров: У нас свободная страна и каждый может выбирать, что ему нравится. Лично мне нравится читать бумажный документ. Его можно потрогать, спрятать в сейф. Кому-то больше нравится электронный документ, с точки зрения удобства. Здесь каждый волен выбирать сам.
Но это касается только тех, кто получал бумажный паспорт. Если человек приобрел автомобиль с электронным паспортом, получить бумажный он не сможет. А те, кто, имея бумажный паспорт, захочет получить электронный, может это сделать. Надо обратиться в любую организацию, которая включена в реестр тех, кто может оформлять электронный паспорт. С этим реестром можно ознакомиться на сайте ЕАЭС. Но пути назад у него не будет. Как только электронный паспорт получает статус «действующий», бумажный паспорт становится недействительным.
Как в России происходит переход на электронные ПТС
С. С. Малаховец
автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам
В России постепенно идет процесс перехода на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС). Со 2 ноября 2020 года все произведенные в России автомобили, как и ввезенные на ее территорию из-за рубежа, могут быть зарегистрированы в Госавтоинспекции только на основании ЭПТС. Такое регулирование вступило в силу в соответствии с Приказом МВД России от 23 апреля 2019 г. N 267.
Порядок оформления ЭПТС установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 122 от 22 сентября 2015 года «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».
В электронном ПТС содержится больше информации, чем в бумажном. Кроме того, существует возможность внести в него дополнительные сведения об автомобиле.
Однако возникают вопросы о том, как быть в случае продажи автомобиля, на который оформлен ЭПТС. Если с бумажным аналогом все давно разобрались, то порядок действий с ЭПТС вызывает сложности.
Как внести изменения в ЭПТС
В случае продажи автомобиля с ЭПТС прежний собственник должен внести изменения. Сделать это можно на портале Систем электронных паспортов, на котором весь процесс подробно разобран. Продавцу автомобиля нужно зайти в личный кабинет и подать заявление о смене собственника, указав данные покупателя. Последний, в свою очередь, на этом же портале должен подтвердить, что он является приобретателем автомобиля.
Сложности могут возникнуть, если одна из сторон будет бездействовать. В таких случаях без привлечения госавтоинспекции либо электронного оператора не обойтись.
Исходя из Постановления Правительства РФ от 05.10.2017 N 1212, сведения в ПТС о новом собственнике вносятся добровольно. Также в Приказе МВД от 21.12.2019 N 950 содержится положения, согласно которому информация о проведенных регистрационных действиях в отношении транспортных средств, на которые оформлены электронные паспорта, в автоматическом режиме направляется посредством СМЭВ администратору системы электронных паспортов. Из данного положения можно сделать вывод, что МВД может осуществить замену собственника в ЭПТС.
Как указывает Минпромторг России в письме от 20.07.2020 N ПГ-20-9400, при наличии желания нового (последующего) собственника внести данные о себе в электронный паспорт, отказ прежнего собственника (которым являются организация-изготовитель или ее дилер) в выполнении таких действий нарушает права нового собственника в части, касающейся закрепленных законодательно принципов добровольного, свободного и обоснованного волеизъявления субъекта права.
При этом в ведомстве отметили, что по вопросу внесения сведений о собственнике транспортного средства в ЭПТС следует обратиться к оператору систем электронных паспортов — АО «Электронный паспорт».
Что делать с бумажным ПТС
Собственники автомобилей, на которые были оформлены бумажные ПТС, могут заменить их на электронный. Для этого они должны подать соответствующее заявление. Однако следует учитывать, что при замене бумажный ПТС лишится юридической силы, т.к. на автомобиль может быть оформлен только один паспорт. Поэтому одновременно использование бумажного и электронного ПТС невозможно.
Специального требования об обязательной замене бумажных ПТС на электронные нет. Замена производится только при желании собственника.
Кто оформляет ЭПТС при лизинге
В данном случае сведения вносятся организацией изготовителем либо уполномоченной ей организацией.
Сведения о лизинге могут быть указаны в электронном ПТС.
Что делать, если на автомобиль не оформлен ЭПТС
В настоящее время на все выпускаемые в обращение на территории РФ либо ввозимые из иностранных государств — членов ЕАЭС автомобили должен быть оформлен электронный ПТС. (пп. «а», «е» п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122; п. п. 3, 5 Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 122; Информация МВД России; Информация ФТС России; п. 4 Правил N 2895-р).
Однако следует учитывать, что право собственности на автомобиль не возникает в связи с регистрацией в уполномоченных органах. Поэтому право организации продавать автомобиль может быть установлено исходя из наличия у нее правоустанавливающих документов на автомобиль. Например, договора купли-продажи данного автомобиля.
С. С. Малаховец
автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Приглашаем на конференцию «Территория права»
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
Электронный ПТС
Что такое электронный ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
- Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
- Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
- В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
- Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
- Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
- незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
- действующий;
- погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
- аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
- утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.
С 1 ноября 2020 года Паспорта транспортных средств будут оформляться в электронном виде
Паспорта транспортных средств на импортируемые в ЕАЭС транспортные средства (далее — ПТС) с 01 ноября 2020 г. будут оформляться в электронном виде.
Действие электронных ПТС согласно Решению Совета ЕЭК от 22 сентября 2015 г. № 122 распространяется на территорию всех государств-членов ЕАЭС. Наличие электронного ПТС является достаточным условием для регистрации и допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Администратором системы электронных паспортов определено АО «Электронный паспорт». ФТС России и АО «Электронный паспорт» заключили соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого была успешно апробирована технология передачи сведений о выпуске транспортных средств в свободное обращение, а также об уплате утилизационного сбора.
Сведения об организациях, включенных в Единый реестр с предоставленными Минпромторгом России полномочиями на оформление электронных ПТС (электронных паспортов шасси транспортных средств), размещены на сайте Минпромторга России.
При этом в Единый реестр вошли многие крупные импортеры как представители иностранных изготовителей, которые могут оформлять электронный ПТС на импортируемые транспортные средства, так и органы по сертификации и испытательные лаборатории, которые оформляют документы, подтверждающие соответствие транспортных средств техническому регламенту.
Электронные ПТС (электронные паспорта шасси транспортных средств) могут оформляться как на транспортные средства, ввозимые юридическими, так и физическими лицами.
В случае, если юридическое или физическое лицо планирует оформить электронный ПТС в уполномоченной организации, таможенные органы ограничиваются только совершением операций, связанных с выпуском транспортного средства в свободное обращение, уплатой утилизационного сбора и внесением данных сведений в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
Электронный ПТС содержит сведения о транспортном средстве: технические характеристики, сведения об авариях, данные о собственниках, наличия ограничений, страховках, обслуживании. Электронный ПТС невозможно потерять, вся информация об автомобиле хранится в едином реестре автоматизированной системе электронных паспортов – «АС СЭП», где можно в любой момент получить выписку и узнать историю автомобиля.
С ноября 2020 года бумажные ПТС на новые автомобили выдаваться не будут. Планируется, что они постепенно будут выведены из оборота, при переходе прав собственности, при добровольных обращениях, в процессе прохождения технического обслуживания.
При этом собственники, имеющие автомобили с бумажным ПТС, смогут продолжать пользоваться этим документом. Обязательного обмена бумажного ПТС на электронный паспорт не предусмотрено. Хождение паспортов, выданных ранее, не будет ограничено сроками.
На транспортные средства (шасси, машины), на которые оформлены электронные ПТС, оформление ПТС на бумажном носителе не допускается.
В настоящее время уже осуществляется оформление ПТС в электронном виде. Подробную информацию можно узнать на сайте Системы электронных паспортов.
Источники:
http://www.drive2.ru/b/496167267491381882/
http://www.babr24.com/msk/?IDE=206982
http://avtocod.ru/blog/post/elektronnyj-pts-kak-pokupat-i-prodavat-mashinu
http://www.zr.ru/content/articles/916391-doloj-makulaturu/
http://rg.ru/2020/11/01/eksperty-rasskazali-kak-izmenitsia-zhizn-avtovladelcev-s-elektronnym-pts.html
http://www.ascon-spb.ru/navigator/stati/kak_v_rossii_proishodit_perehod_na_elektronnie_pts/
http://sta.haval.ru/owners/service/epts/
http://www.alta.ru/external_news/76835/