4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещение аэропортов

Освещение аэропортов

Для человека, живущего в современном «бегущем мире», самолет стал самым быстрым видом транспорта, в котором можно перебраться с одного континента на другой всего за несколько часов, а аэропорт, в свою очередь, «визитной карточкой» любой страны или города.

Социальная функция аэропортов развивается с каждым днем и это уже не просто пропускной пункт между небом и землей, а огромный, живущий собственной жизнью город.

Так как деятельность современных аэропортов круглосуточная, им необходимо постоянное наличие качественного освещения. Условно его можно разделить на три части: эстетический свет, технический свет и сигнальные огни взлётно-посадочных полос.

Эстетическое освещение имеет весомое значение в жизни аэропорта. Современные архитекторы и дизайнеры превращают аэровокзалы в завораживающие глаз объекты архитектурного искусства. Сияющие стеклянные фасады и головокружительные изгибы должны днём и ночью сохранять красоту, притягивая взгляды, для этого и нужна качественная архитектурная подсветка. Но здесь, в отличие от обычного городского освещения, существуют ограничения и регламенты безопасности. Создание такого освещения должно осуществляться только профессиональными светотехническими компаниями. Общее освещение должно делать здание сияющим и красивым, но в то же время не мешать находящимся в небе самолётам.

Важным маркетинговым шагом в продвижение аэропорта, как бизнес площадки, является профессиональное внутреннее освещение. Оно создаёт уют и желание вернуться в качестве пассажира или просто посетителя. Время ожидания, потраченное на шопинг или другие развлечения, станет лучшей рекламой, передаваемой из уст в уста. Салоны красоты с сияющими зеркалами искушают дополнить смену местности переменой образа. Массажные и маникюрные кабинеты предлагают немного побаловать себя перед длительным перелётом. Залитые мягким светом ресторанчики и магазины Duty Free радуют взгляды, привлекая покупателей товаров и услуг. Купленные на ходу сувениры, свежая пресса, одежда, духи и прочие подарки принесут пассажиру радость, а аэровокзалу дополнительную прибыль. Излучающие свет указательные таблички не дадут потеряться в огромном пространстве, а встроенные в пол светильники создадут визуальные коридоры, направляя большой поток людей в нужное русло.

Логическим продолжением здания авиавокзала становится перрон аэропорта. Качественное освещение значительно облегчает пилотам самолётов выполнение манёвров и руление. Повышается скорость и качество сервиса самолётов за счёт создания комфортных условий для обслуживающего персонала. Освещение перронов улучшает видимость и ориентацию в пространстве водителей наземного транспорта, обслуживающего персонала и пассажиров, что является важным фактором безаварийного и надежного обеспечения полетов.

Аэропорт был и остаётся зоной повышенной опасности. Для нормальной работы аэропорта необходимо полностью соблюдать жёсткие международные регламенты. Это касается и освещения, так как несоответствие требованиям может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и гибели людей.

Основные требования к освещению перронов аэропортов сформулированы в международных стандартах ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization). Согласно ИКАО, под перроном аэропорта понимается «определенный участок наземного аэродрома, предназначенный для размещения на нем воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки и разгрузки грузов и почты, заправки, стоянки или технического обслуживания». Предполагается, что самолёты въезжают в данные зоны самостоятельно или буксируются тягачом, следовательно, для безопасного и эффективного совершения манёвров в тёмное время суток, необходимо соответствующее освещение.

Освещение аэропортов и аэродромов

Структура воздушного транспортного комплекса

Аэропорты и аэродромы, входящие в систему гражданской авиации, представляют собой комплекс объектов транспортной инфраструктуры. Они располагаются на открытой и закрытой территории.

На открытой территории с усовершенствованным покрытием находятся участки с неограниченным допуском:

  • Подъездные пути к аэропорту.
  • Парковки транспорта.
  • Пешеходные зоны.

Закрытая для посторонних лиц территория, ограниченная рамками аэродрома:

  • Перроны терминалов.
  • Диспетчерский пункт.
  • Ангары для спецтранспорта.
  • Места стоянки авиасудов.
  • Территории для внутренних наземных манёвров и заправки.
  • Взлётно‐посадочная полоса.

Здание аэропорта – территория с разграниченным доступом, на которой находится большое количество людей: пассажиров, сопровождающих и встречающих лиц, торгового, обслуживающего и контролирующего персонала. Все объекты функционируют круглосуточно, а учитывая повышенную опасность и значимость комплекса, нуждаются в постоянном наличии искусственного освещения.

Рассчитайте стоимость освещения

Освещение внутренних помещений аэропорта

Внутри помещений аэропортов применяются осветительные приборы, обеспечивающие создание нормированного уровня освещённости. Выбор изделий и источников света – широкий. Однако присутствует одно обстоятельство – соблюдение виброустойчивости. В данном случае особый приоритет может быть отдан светодиодным светильникам и прожекторам. К тому же они обеспечивают мгновенность перезажигания, расположены к регулировке интенсивности света. Следует заботиться о комфортности пассажиров, поэтому слепящее действие света недопустимо. Как и не целесообразен излишне белый оттенок света. Преобладание стоит отдать тёплым и нейтрально белым оттенкам. При использовании газоразрядных ламп высокого давления необходимо наличие блока мгновенного перезажигания. Это исключит вероятность создания панических ситуаций.

Учитывая напряжённость пассажиров в период посадки, не допускается резкий спад освещённости при переходе из зоны ожидания через терминал на посадочный перрон.

Освещение наружной территории

При выходе на посадочный перрон пассажиры попадают в иную среду. Иная среда и для осветительных приборов. Под навесами они должны быть обеспечены степенью конструктивной защиты IP54, а источники света – расположенными к работе в условиях изменяющихся сезонно температур. Распределение света должно быть мягким заливающим. Он не может быть направлен в сторону подъезжающих трансферов.

На наружных территориях аэродромов применяется большое количество разметки, выполненной в контрастирующем цвете. Там, где выполняются наземные манёвры, целесообразно использование осветительных приборов с натриевыми лампами, чётко передающими контуры и линии. Хорошее цветовое восприятие обеспечат металлогалогенные лампы и светодиоды. В тёмное время суток и ограниченной видимости разметку в ряде зон обеспечивает световая маркировка, в частности, на взлётно‐посадочных полосах. Это специальный вид освещения.

Основное рабочее освещение большой территории преимущественно осуществляется применением прожекторов, устанавливаемых на мачтах с мобильной или стационарной короной. При этом исключается распространение света в верхнюю полусферу, в сторону расположения диспетчерского пункта и полосы приземления. На мачтах кроме осветительных приборов устанавливаются огни ЗОМ – заградительные огни, предназначенные для высотных конструкций.

Устройство и принцип работы подсветки взлетно-посадочных полос

Современные аэропорты работают в любое время суток и практически при любой погоде. Именно отсутствие перерывов и необходимость создания комфортных условий для приема/отправки самолетов обуславливают высокие требования к освещению взлетно-посадочных комплексов.

Особенности и назначение подсветки аэропортов

Условно освещение, задействованное на территории аэропортов, можно разделить на три категории:

  1. Сигнальные огни.
  2. Технический свет.
  3. Эстетическое освещение.

Главной задачей инженеров, работающих над проблемой освещения взлетно-посадочной полосы, является создание безопасных условий для движения самолета в воздухе и на земле в условиях ограниченной видимости.

Стробы — мигающие линии ВПП, служат основным ориентиром для визуального контроля курса. Стробами разграничивается безопасное расстояние до края взлетной полосы. Пороги безопасной зоны взлетной полосы размечаются сплошными зелеными линиями. Желтый свет сигнализирует об окончании безопасной зоны и кромки ВПП.

Прочие элементы освещения полосы:

  • Глиссадный огонь. Создает визуальный ориентир для пилотов самолета при планировании. Осветительные приборы данного типа дают двухцветное излучение: белое снизу и красное в верхней части;
  • Огни приближения. Размещаются по оси ВПП на линии продолжения, отличаются пульсирующим белым свечением;
  • Подсветка осевой линии и концевой полосы — огни, разграничивающие промежуточные участки между зонами аэродрома;
  • Маяки приземления — световые элементы, размещаемые за 150-300 метров от начала ВПП, служат для улучшения ориентации пилотов при минимальной видимости;
  • Горизонтальные огни — линии, служащие для коррекции крена воздушного судна при заходе на посадку;
  • Рулежные огни. Разделяются на осевые и боковые, служат для разграничения рулежных зон, светятся ярко-синим;
  • Предупредительные и стоп-огни. Подсветка, сообщающая о перекресте рулежной трассы (желтые) и запрещающая продвижение по рулежной трассе (красные);
  • Маяки оперативного схода. Вспомогательная подсветка, указывающая на доступность коридора для маневра без гашения скорости;
  • Огни заграждения. Подсветка красного цвета, указывающая на наличие препятствий по траектории движения самолета.

Также к другим светосигнальным элементам относятся: люминесцентные знаки-указатели и светофоры. Классические регулировочные комплексы, служащие для контроля движения воздушного транспорта во время перемещений по поверхности аэродрома.

Техническое освещение аэродромов

Благодаря понятным светосигнальным элементам перрона и автодорог, перемещение самолетов и обслуживающего их транспорта происходит быстрее и безопаснее.

Читать еще:  7 правил, которые опасно нарушать, когда заказываешь смартфон из Китая

Основными задачами комплекса технической подсветки аэропортов являются:

  • Повышение уровня комфорта и безопасности при движении самолетов по поверхности земли до ангаров или мест стоянки;
  • Создание условий для безопасного и оперативного перемещения грузовых, технических и пассажирских видов наземного транспорта, задействованного на территории аэропорта;
  • Создание ориентиров и устранение помех для персонала, обслуживающего ВПП и аэропорт в целом. Речь идет о диспетчерах и наземных работниках.

Основные требования, предъявляемые к техническому освещению, это яркость и равномерность. Осветительные приборы и источники света располагаются и настраиваются так, чтобы каждый из элементов, представляющих потенциальную опасность, освещался в полной мере и без искажений.

Правила и требования к освещению территории аэропорта подробно описаны в стандартах Международной Организации Гражданского Авиатранспорта (ICAO).

Стандартами Организации регламентируются такие показатели подсветки как: цветопередача, яркость и слепящий эффект. В качестве основных осветительных приборов, максимально соответствующих международным нормативам, используются мачтовые светильники и прожекторы.

Параметры цветопередачи и яркости регулируются использованием различных источников света, работающих в соответствующем спектре или поддающихся тонкой настройке. Это могут быть галогеновые лампы, светодиодные комплексы и т.д.

Автомобильные дороги в целом и примыкающие к аэропорту в частности освещаются по тому же принципу. То есть, существуют светоотражающие линии разграничения дорожного полотна и разноцветная подсветка, указывающая на помехи или переходные зоны.

В наиболее опасных местах используется отвечающая требованиям безопасности. Как и в случае с самолетами, водитель автомобиля не должен испытывать дискомфорта, связанного со слепящим эффектом, а также искажением формы, размера или положения потенциально опасного объекта.

Освещение аэропортов

Любой аэропорт — это сложнейшая система коммуникаций и служб, многофункциональная и разноструктурная, и освещение аэропорта должно обеспечивать условия для эффективной работы каждого подразделения. Вместе с тем очень важно создать максимально комфортные условия для пребывания пассажиров, которые могут проводить в здании аэропорта довольно продолжительное время. Освещение холлов, залов ожидания, операционных залов и проходных галерей проектируется именно исходя из соображений зрительного комфорта, а также с учетом требований норм, архитектуры и дизайна интерьера (дизайн-проект).

  • Обеспечение безопасного и комфортного пребывания пассажиров и работников аэровокзала.
  • Соблюдение архитектурно-художественного замысла и общей концепции оформления здания аэропорта.
  • Создание высокоэффективной и надежной системы освещения, удобной и простой в эксплуатации, с учетом всех современных требований к используемому оборудованию.
  • Обеспечение аварийным и эвакуационным освещением.

Передовое осветительное оборудование позволяет создавать эффективные системы освещения объектов транспорта, сочетая высокую степень комфорта и безопасности с впечатляющим дизайном

Внутреннее освещение входящих в структуру аэропортов объектов включает общее и декоративное освещение (обязательные для объектов такого масштаба аварийное и эвакуационное освещение составляют тему отдельного разговора и, как правило, проектируются отдельно). Общее освещение обеспечивает комфортное и безопасное пребывание пассажиров и персонала, декоративные решения подчеркивают архитектуру зданий, служат для создания эффектного образа аэровокзалов, которые считаются визитными карточками городов.

Уровень освещенности и другие характеристики освещения аэропортов регламентируются согласно Ведомственным нормам технологического проектирования аэровокзалов и аэропортов, в частности, ВНТП утвержденным Министерством гражданской авиации.

Плоскость нормирования (г — горизонтальная, в — вертикальная) и ее высота от пола

Наимень­шая осве­щенность, лк

Допустимый показатель дискомфорта

Допустимый коэффициент пульсации, %

Операционные залы, помещения диспетчеров по транзиту, дикторские кабины, отделения связи, сберкассы, кабинеты персонала, классы

Залы ожидания, места проверки билетов в накопителе, зоны досмотра, справочные бюро, торговые залы ресторанов, кафе, бары, мастерские бытового обслуживания

Столовые, буфеты, зоны ожидания и отдыха пассажиров, делегаций, депутатов,

Помещения милиции, оперативных групп, военного коменданта, фельдсвязи

Перронные галереи, пешеходные тоннели, переходы, теплые накопители

Неотапливаемые накопители, аванперроны

Помещения приема и выдачи багажа

Комнаты матери и ребенка

Помещения для металлоискателей

Помещения хранения багажных контейнеров, невостребованного багажа

Спальные помещения комнат матери и ребенка

Служебные помещения дежурных, кладовщиков, контролеров, носильщиков Г — 0,8

В таблице приведены минимально допустимые нормы освещенности для люминесцентных ламп. Согласно нормам, применение ламп накаливания допускается в неотапливаемых накопителях, аванперронах, спальных помещениях комнат матери и ребенка, торговых залах ресторанов, зонах ожидания и отдыха пассажиров. Однако более целесообразно и экономически оправдано использовать более современные источники света, в частности, светодиодные.

В помещениях зала ожидания и операционного зала, исходя из архитектурно-художественного оформления, необходимо обеспечить цилиндрическую освещенность на уровне 75 и 100 лк соответственно для создания впечатления насыщенности светом.

Европейские нормы, в частности, Европейский стандарт EN (2011), более требовательны в отношении отдельных характеристик освещения аэропортов.

Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельности

Показатель дискомфорта UGR

Равномерность U? (отношение минимальной освещенности к средней)

Залы прилета/вылета, выдача багажа

Зоны движения, эскалаторы,

Информационные и расчетные

Зоны паспортного контроля

Зона таможенной службы

При этом во всех зонах здания аэровокзала требуется использовать источники света с цветопередачей Ra≥80. В зонах работы мониторов необходимо выбирать и располагать светильники таким образом, чтобы предотвратить возникновение высокой отраженной блескости на экранах и клавиатуре. В зоне паспортного контроля для корректной идентификации личности пассажиров необходимо обеспечить достаточный уровень вертикальной освещенности.

Во всех помещениях и зонах аэропорта предполагается равномерное общее освещение — рассеянный свет. В зонах с выполнением работ различной точности предусматривается также локальный местный свет. В спальных помещениях комнаты матери и ребенка, медпункта и изолятора необходимо обеспечить дежурное, ночное освещение с помощью специальных светильников со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой, которые присоединяются к сети аварийного освещения.

В операционных залах, комнатах матери и ребенка предусматривается аварийное освещение (для продолжения работы) и эвакуационное. Эвакуационное освещение для маркировки путей эвакуации обеспечивается в помещениях залов ожидания, накопителях, перронных галереях, пешеходных туннелях и переходах, торговых залах ресторанов, баров и кафе, зонах ожидания и отдыха пассажиров. Эвакуационное освещение должно обеспечивать на полу основных проходов и на ступенях лестниц освещенность не менее 0,5 лк.

Аварийное освещение обеспечивается в местах проверки билетов в накопителях, помещениях для металлоискателей, зонах досмотра, справочных бюро, помещениях диспетчеров, камерах хранения, помещениях приема и выдачи багажа, кроссовых, медицинских пунктах, отделениях связи, сберкассах и отделениях банков, помещениях военных комендантов, отделений милиции, фельдсвязи и оперативных групп. При этом освещенность должна составлять не менее 5% уровня, нормируемого для рабочего освещения при системе общего освещения, но не менее 2 лк. Система аварийного освещения подключается к отдельной сети и проектируется, как правило, отдельно.

Освещение современных аэропортов все больше подчиняется маркетинговым правилам, позволяя решать задачи не только функционирования основных служб, но и многочисленных коммерческих структур — ресторанов, магазинов, СПА-комплексов и др. Выразительное и комфортное освещение в сочетании со всеми необходимыми удобствами становятся гарантом того, что даже пассажиры транзитных рейсов, имеющие достаточно времени, предпочитают не покидать здание аэровокзала. Время ожидания, совмещенное с шопингом и развлечениями, позволяет пассажирам получить удовольствие, которое надолго останется в памяти, а самому аэропорту приносит дополнительную прибыль.

Помимо создания комфортной атмосферы светильники в интерьере аэропорта нередко играют роль своеобразных навигаторов, образуя световые коридоры, определяющие направление пассажирских потоков. С этой целью могут использоваться как линейные светильники, так и расположенное по одной линии встраиваемое и подвесное оборудование других форм, а также встраиваемые в пол и настенные светильники.

К выбору светильников для освещения аэропортов предъявляются особые требования. На данных объектах используется только сертифицированное оборудование. Ключевыми факторами становятся высокая световая отдача, надежность, простота эксплуатации и обслуживания, долговечность и энергоэффективность. Так как система освещения аэропорта представляет собой сложную структуру с огромным количеством источников света, немаловажно, чтобы они были экономичными. Всем этим параметрам идеально отвечают надежные и практичные светодиодные светильники или модульные системы, которые к тому же мгновенно перезапускаются и не оказывают помех на работу электроники аэропорта. При использовании люминесцентных светильников следует выбирать модели с электронными ПРА.

Выбор типа крепления или конструкции светильника во многом зависит от дизайна интерьера и дизайнерских решений, однако есть и общие требования. В частности, для общего освещения необходимо использовать оборудование с рассеивателями или экранирующими решетками. Отражающие поверхности светильников должны иметь коэффициент отражения не менее 0,6 и выполняться из несгораемых материалов, легко поддающихся очистке и устойчиво сохраняющих первоначальные световые свойства в ходе эксплуатации. Рассеиватели светильников рекомендуется использовать из молочного силикатного стекла, армированного, литого или прессованного матового стекла и других подобных материалов.

Читать еще:  Укладка паркета на стяжку

Экранирующие решетки светильников должны быть выполнены из материалов, отражающих или пропускающих свет диффузно и имеющих сумму коэффициентов отражения и пропускания не менее 0,7. Их защитный угол в направлениях вдоль и поперек помещения должен составлять не менее 30°, рекомендуемый защитный угол — 45°.

Фонари взлётно-посадочной полосы

Можно попытаться разобраться, что же тут и зачем светится.

Для начала отмажусь.
Я — не специалист по аэродромному оборудованию и, тем более, по светотехнике.
Посему излагать буду чисто свои соображения. Поправки только приветствуются.
Кстати, фото опять будут не питьевые, а технические — для иллюстрации, не более.

Итак.
Различные фонарики и таблички вдоль полосы и рулёжных дорожек (РД), а также на них, подсказывают экипажу, где этот самый экипаж вместе с самолётом находится, что есть рядом, куда ехать можно и куда не можно.

Вот, например, это таблоид (на переднем плане):

кагбэ говорит нам, что при движении вперёд мы въедем на перрон 3 (надпись на жёлтом фоне), а находимся мы сейчас на РД B1.

Вот ещё подобная стоечка (в правом верхнем углу):

Тут же, примерно на том же уровне, стоИт транспарантик с указанием, на какую полосу мы приехали (вот он красный такой):

Полоса определяется магнитным курсом, округлённым до десятков градусов.
Тут мы видим, что приехали ажно на две полосы:
28 правую и 10 левую.
Как так?
Всё не просто.
А очень просто 🙂 —
взлетать/садиться на полосу можно с двух сторон — с курсом 277 градусов или с курсом 97 градусов.
В одном случае эта полоса из двух возможных будет находиться слева, а в другом — справа.
Поэтому и получается, что, если взлетать, к примеру, по фото вправо, то это будет полоса 28 правая, а если влево, — то 10 левая.
Выбор курса определяется обычно направлением ветра — самолётам удобнее садиться и взлетать так, чтобы ветер дул преимущественно спереди.

Ну, и на чёрном фоне нам сообщают, что текущая РД — B2.

Боковые границы РД обозначаются разметкой и синими фонарями:

Так они выглядят ближе:

Обычная такая стоечка с флажком.
Флажок, похоже, нужен, чтобы откапывать эти фонари после метели. Или чтобы техникой не снести.

Ночью магистральная РД выглядит так:

Здесь мы наблюдаем, что осевая линия обозначена зелёными фонариками.
Разумеется, возникает вопрос: как же они не лопаются, когда по ним скачет стотонная дура?
И тут мы приходим к самому интересному — конструкции такого напольного светильника.
Выглядит конструкция так:

Как видим, штучка имеет прочный стальной корпус.
Лампа размещена под стальной же пластиной со светофильтрами, смотрящими в разные стороны.
Всё хозяйство вмонтировано в бетон полосы (после заливки покрытия в нём сверлятся колодцы под такие светильники, к ним протягиваются кабели и сами они замуровываются в бетон раствором).
Когда будете скакать в самолёте по рулёжке и по полосе, не удивляйтесь, почему там так неровно и стучит всё — это нужно, чтобы пайлоты и ночью видели, куда ехать.

И напоследок небольшая пьянка про ночь.
Ночная полоса на подлёте выглядит так:

Зелёная полоска огней обозначает торец полосы.
Всё, что видно ниже неё — место, для посадки не предназначенное.
А огни с самого низа до оранжевых — это просто для указания направления.
Красная полоса в самом верху — противоположный торец.
Между торцами посредине — осевая (вмонтированные в бетон фонари).
По бокам белые — границы полосы (фонари на стойках, как синие на РД).

И — что же это за четыре огня слева?
Два белых и два красных.

Это, батеньки мои — PAPI (Precision Approach Path Indicator) — огни, по которым пилоты могут визуально определить, снижаются они по правильной траектории или нет.
Эти четыре фонаря — с разделёнными цветами лучей: сверху белые, а снизу красные.
И каждый фонарь относительно другого смещён на небольшой угол по вертикали.
И получается так, что, когда самолёт летит по глиссаде (это траектория посадочная), то видны два белых огня слева и два красных справа.
Если самолёт уходит под глиссаду, ниже, то сначала виден красным второй слева фонарь, а потом и первый. То есть, снижаясь слишком быстро, мы видим больше красных фонарей (если всё совсем плохо, то все четыре красные).
Если самолёт летит выше глиссады, то сначала становится видным белый луч третьего слева фонаря, а потом ещё и четвёртый.

Хорошо видны эти лучи в тумане:

Кстати да — на самом первом фото видны ещё красные огни поперёк РД — это тоже в бетоне, граница зоны ожидания у торца.
Бывает, что ждать надо ещё дальше от полосы — обычно в случае посадки другого самолёта, чтобы не искажать распределения излучения наземных радиосредств обеспечения посадки.

Вот, собственно, и всё на сегодня.
Учите матчасть 🙂

Автор: lx_photos Фонари полосы

Освещение аэропортов: особенности и нормативы

Когда заходит речь об архитектурной подсветке аэропортов, стоит обратить внимание, что помимо самого здания аэровокзала освещение необходимо и на другие важные составляющие – площадь перед аэропортом, взлетно-посадочная полоса, паркинг, дороги возле терминалов. Для каждого из объектов созданы особые строгие нормативы и требования по освещению.

Эстетика в подсветке аэропорта занимает важную роль, поскольку его здание – первое, что видят прилетевшие пассажиры, то есть аэропорт является своего рода визитной карточкой города. В наши дни дизайнеры стремятся создать неповторимый и запоминающийся облик аэропорта с помощью замысловатых архитектурных решений, и далеко не последнюю роль в построении имиджа играет правильное освещение как внутреннее, так и наружное.

Довольно часто здание аэропорта имеет металлическую поверхность и сплошное панорамное остекление, поэтому осветительные приборы фасадной подсветки устанавливают внутри помещения так, чтобы луч света был направлен на стекло. Такое расположение светильников не случайно, оно позволяет избежать слепящего эффекта и темных участков, которые могут возникнуть при неправильном расположении приборов. Заливающее освещение, используемое в большинстве случаев при подсветке терминала аэропорта, является в первую очередь функциональным.

Принципы подсветки аэропорта

Важными условиями при подсветке аэропорта и его территории являются:

— отсутствие темных участков из соображений безопасности;

— использование особого светоотражающего покрытия на всех препятствиях;

— применение светового оборудования с защитой от пыли и водяных струй по стандарту IP 65;

— установка светового освещения, защищенного от взрывов, возле складских помещений с горючими смесями;

— наличие аварийных источников света;

— минимальный уровень освещения – 20 лк.

Полный список требований по освещению аэропорта и прилегающих территорий прописан в нормативах Международной организации гражданской авиации (ICAO) .

Освещение парков и особенности ландшафтной подсветки

Освещение парков и особенности ландшафтной подсветки

Освещение зданий и сооружений. Этапы проектирования

Освещение аэропортов

Аэропорт — сложный комплекс, состоящий из нескольких интегрированных между собой систем. Аэропортовое освещение — одна из таких систем. Нормативно-техническая база содержит в себе нормы и требования по освещённости различных зон. Основные из них следующие:

  • Степень освещённости — от 200 люкс в комнатах матери и ребёнка до 500 люкс в местах прохождения паспортного контроля;
  • Уровень дискомфорта — с 19Лм/Вт в местах прохождения паспортного контроля до 60 в залах ожидания, заведениях общепита и т. д.;
  • Коэффициент пульсации — с 10 в местах прохождения паспортного контроля до 15 в залах ожидания, в местах выдачи багажа.

Организация и назначение системы освещения в аэропортах

Аэропортовое освещение подразделяется на общее и декоративное. Общее освещение организуется таким способом, чтобы света хватало в достаточном количестве на всё пространство аэропорта. Задачами системы общего освещения являются:

  • Обеспечение комфорта и безопасности для пребывающих на территории аэровокзала пассажиров и персонала;
  • Обеспечение требуемого уровня освещённости;
  • Для аварийного и эвакуационного освещения — это безопасность людей при наступлении внештатной ситуации;
  • Разделения общего внутреннего пространства аэропорта на функциональные зоны — заведения общественного питания, торговые точки, залы ожидания и т. д.;
  • Художественное оформления пространства в рамках общего архитектурного стиля.
Читать еще:  Восемь крутых идей для тех, кто еще не знает, где и как встречать Новый год

Для решения этих задач используются светильники различного назначения — высокопролётные, настенно-потолочные, офисные, трековые.

Декоративное освещение используется для того, чтобы создать в зонах аэропорта неповторимый вид, стилевую индивидуальность. В этих целях повсеместно устанавливаются офисные, точечные светодиодные, настенные светильники. В декоративном освещении большую роль, помимо качества самого света, играет дизайн светильников, возможность создания необычных световых эффектов, различных визуальных композиций.

Европейский стандарт EN 12464 1

Одним из нормативных документов, регулирующих освещение внутри различных объектов (в том числе аэропортов), является стандарт EN 12464 1, вступивший в действие в ноябре 2011 года. Он был принят Техническим комитетом ТК169, функционирующим при Европейском комитете по стандартизации (CEN).

В этом стандарте указаны требования к освещению различных зон внутри помещений для более трёхсот видов визуальных задач. В частности, задаются и регламентируются следующие параметры: яркость покрытия дороги, горизонтальная, вертикальная, полусферическая освещенности, компенсация слепящего действия.

Преимущества светодиодного освещения

Компания ЭРА предлагает оборудование для освещения аэропортов:

  • Карданные встраиваемые светильники направленного света для создания акцентного освещения;
  • Трековые светильники направленного света для подчёркивания структуры стенового покрытия;
  • Офисные светодиодные панели со светодиодами Nation Star;
  • Настенно-потолочные светильники пыле- и влагозащищённые;
  • Подвесные светильники для высоких пролётов. Предназначен для освещения крупногабаритных помещений с высокими потолками;
  • Аварийно-эвакуационные источники света — светящиеся таблички с надписью «ВЫХОД» и со стрелками, указывающими направление движения.

Кроме того, в компании ЭРА можно приобрести розетки, выключатели, сетевые фильтры, звонки, датчики движения, стабилизаторы напряжения, короба и лотки, другое электротехническое оборудование. Все эти товарные группы представлено в подробном каталоге компании.

Светодиодные светильники от предприятия ЭРА обладают несколькими преимуществами. Они энергоэффективные, их применение даёт возможность экономить до 80 % электрической энергии. Эти приборы легко устанавливаются, защищены от попадания внутрь пыли и влаги, распространяют ровный свет без мерцания. Лампы долговечны, их очень редко приходится менять. Свет от светильников имеет температуру, оптимальную для зрительного восприятия (около 4000 К). Оснащены особыми рассеивателями, снижающими слепящее действие яркого света. Срок эксплуатации — до 10 лет.

Освещение аэропортов и аэродромов

Выбор и установка осветительного оборудования для аэропортов и аэродромов – сложный инженерный проект. С помощью приборов освещения необходимо обеспечить видимость взлетно-посадочных полос для пилотов, вспомогательных служб аэродрома, рулежных дорожек, технических площадок, а также обеспечить комфортное и привлекательно выглядящее освещение зон, предназначенных для перемещения пассажиров. При выборе оборудования учитываются также стандарты безопасности, установленные летными инспекциями, противопожарными службами.

Особенности организации освещения аэропорта

Систему освещения рассматриваемого объекта можно условно разделить на несколько подсистем:

  • Архитектурная декоративная подсветка зданий и технических объектов. Световые приборы могут устанавливаться на здание аэровокзала, вспомогательные службы, другие объекты и здания, относящиеся к аэропорту.
  • Освещение площадок для размещения автомобилей пассажиров и персонала.
  • Дизайнерское и утилитарное освещение помещений внутри аэровокзала для пассажиров и персонала.
  • Внешнее техническое освещение площадок для перемещения людей и механизмов, в том числе самолетов, а также вспомогательных территорий.
  • Система освещения, которая может работать при наступлении аварийной ситуации. Например, отключении подачи тока в магистральной электросети.
  • Освещение автомобильных дорог и магистралей, которые служат для подъезда к аэропорту или аэродрому.
  • Освещение взлетно-посадочных полос. Организовывается в точном соответствии с правилами соответствующих контролирующих органов и служб.

При проектировании системы освещения летного объекта необходимо использовать не только местные нормативные акты, но и правила Международной организации гражданской авиации.

Ими, в частности, закреплены оптимальные уровни освещенности разных участков аэропорта. Нарушение указанных правил делает невозможным использование летного поля и прилегающих территорий для обслуживания международных рейсов.

Виды светового оборудования для аэродромов

Для уличного освещения больших по площади пространств, характерных для летных объектов, используются мощные осветительные приборы с экономичными лампами. В зависимости от размеров площадки они размещаются на мачтах высотой от 12 до 50 метров.

В ассортименте производителей предусмотрены следующие виды мачт:

  1. С мобильной или стационарной короной. Первый вариант позволяет опускать приборы освещения для обслуживания их с земли. Второй дает возможность закреплять большее количество светильников со значительным весом.
  2. Круглоконические и граненые. Последние имеют многогранное поперечное сечение, благодаря чему выдерживают большую нагрузку, в том числе ветровую.

Освещение аэродромов осуществляется с использованием светильников заливающего освещения, которые не создают ослепляющего эффекта и теневых затемнений. Чтобы добиться этого, рекомендуется использовать мощные общие источники света, а также организовывать местное освещение. В последнем случае применяются мачты высотой не более 12 метров.

Таким образом, для выполнения задач по освещению используется оборудование следующих видов:

  • Прожекторы, обеспечивающие сплошное освещение площадок.
  • Светильники на светодиодах со специальной оптикой.
  • Светодиодные светильники плоской формы с линзами.

Для защиты от неблагоприятных внешних воздействий используются модели, выполненные в корпусе с защитой от IP65. На участках, где ведется работа с ГСМ, устанавливаются взрывозащищенные светильники.

Освещение аэропортов и аэродромов

Организация освещения аэропортов и аэродромов требует от специалистов высокого уровня квалификации, способных грамотно организовать освещение на каждом участке с учётом его специфики.
Повышенное внимание и требования уделяются процессу разделения осветительного оборудования по категориям на основании условий и задач эксплуатации на конкретных периметрах.

Система освещения аэропорта делится на следующие территориальные подразделы:

  • декоративная подсветка архитектурных объектов:
  • терминалов, строений коммерческого назначения, которые функционируют вблизи аэропорта и другие;
  • утилитарная подсветка паркинга;
  • функциональная подсветка внутренних помещений;
  • уличное освещение территорий вспомогательного назначения;
  • аварийное освещение;
  • установка осветительной техники на автомагистралях, прилегающих к аэропорту;
  • освещение ВПП.

Отдельно нужно сказать о том, что при организации освещения в каждом из перечисленных типов учитываются строгие правила, которые определяют оптимальный уровень освещенности различных по функциональному назначению территорий, а также характеристики осветительного оборудования.
Для наружного освещения больших периметров устанавливаются мощные источники света, которые с помощью мачт освещения выносятся на высоту от 12 до 50 метров, в зависимости от общей площади территории и расстояния между опорами. В осветительных системах этой категории используются мачты со стационарной и мобильной короной или оцинкованные металлические гранёные и круглоконические опоры.

В большинстве случаев на таких ответственных крупных объектах, как освещение больших территорий аэропортов и аэродромов, речь идёт о создании заливающего освещения без ослепляющего эффекта с отсутствием теневых затемнений. Для воплощения таких задач могут использоваться мачты большой высоты, на которых монтируются прожекторы иди светодиодные панели. Если требуется организовать локальное освещение, то по периметру территории монтируются конические граненые опоры высотой до 12 метров. Они оснащаются консольными светильниками с натриевыми источниками света.

Сегодня для освещения аэропортов и аэродромов применяется светотехника следующих категорий:

  • прожекторы заливающего света, оснащённые металлогалогенными лампами;
  • прожекторы светодиодные с производительной оптикой;
  • плоские светодиодные светильники с алюминиевым корпусом и оптическими линзами

Отметим главное — для освещения территорий аэропортов и аэродромов, предъявляются высокие требования к показателям надежности светотехнического оборудования, которое должно иметь класс защищенности от воздействия внешних факторов не ниже IP65, а на тех участках, где располагаются склады с горючими смесями, предусмотрена установка светильников специального назначения во взрывозащитном исполнении.

Что касается прожекторных корон, то в данном случае проектировщики имеют достаточно широкий выбор модификаций, которые различаются по количеству лучей (от 2-х до 14) , направляемых в различные стороны от опоры.

Все большую популярность при организации осветительных систем аэропортов и аэродромов приобретают светильники светодиодного типа с безэлектролитными конденсаторами, прочность которым придает корпус из алюминия. Данный тип светильников отличается продолжительным эксплуатационным периодом до 100000 часов, что очень важно при обслуживании мачт освещения со стационарной короной, которое осуществляется на большой высоте.

Источники:

http://svetoproekt.ru/articles/osveschenie-aeroportov/

http://petrasvet.ru/articles/stalnye-opory/osveshchenie-aeroportov-i-aerodromov/

Устройство и принцип работы подсветки взлетно-посадочных полос

http://www.mdm-light.ru/solutions/aeroporty/

http://engineering-ru.livejournal.com/30389.html

http://raduga-light.com/ru/blog/osveshchenie-aeroportov-osobennosti-i-normativy/

http://shop.p-el.ru/blog/organizatsiya-osveshcheniya/osveschenie-aeroportov/

http://armadasvet.ru/topics/opory_osveshhenie_aehroportov_i_aehrodromov.html

http://opora-peresvet.ru/blog/osveshchenie-aeroportov-i-aerodromov/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: